Экзистенциальное направление
К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на «свободную волю», осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни.
Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор,датский теолог и философ. Термин existentia переводится с позднелатинского как существование. В 20-е годы ХХ века с появлением работы М. Хайдеггера «Бытие и время», а также работ К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Э. Гуссерля и других писателей и философов были созданы ключевые понятия в концепции человеческого существования, ставшие в совокупности с освоением новой физики основой одного из наиболее влиятельных и плодотворных течений в современной консультативной психологии и психокоррекции.
Д. Буженталь, один из теоретиков экзистенциального подхода, выдвинул следующие основные посылки:
• человек есть целое, несводимое к сумме его частей;
• человек существует в контексте собственных человеческих проблем;
• человек способен к осознанию и способен действовать рационально;
• человек всегда имеет выбор;
• поведение человека всегда интенционально, т.е. имеет причину, всегда преднамеренно, человек может принимать осознанные решения.
Основные понятия и положения
экзистенциального подхода
Диалог – понятие, выдвинутое и разработанное М. Бубером. Согласно Буберу, в языке существуют основные слова, образующие словесные пары. Отличие основных слов в том, что они не обозначают нечто существующее, а, будучи произнесены, порождают существование. Эти слова: Я – ты, Я – оно. По Буберу, основное слово Я – ты порождает и утверждает мир отношений, в отличие от Я – оно, которое порождает опыт.
Опыт – понятие, отношение к которому в науке и философии вылилось в драматическую борьбу. Категория «опыт» соотносима не с объективной истиной по отношению к «моей» экзистенции, а с субъективностью «моего» онтологически, а не гносеологически постигаемого бытия. В этом смысле опыт жизни пятилетного ребенка ничуть не менее истинен, чем опыт жизни умудренного годами старца.
Поэтому в тесной связи с понятием «опыт» идет понятие «переживание».
Переживание – понятие, характеризующее собой особый способ или состояние бытия. Предложенное в 1965 году Джендлином, оно описывается следующим образом: переживание, которое скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; переживание происходит в непосредственном сиюминутном настоящем. Переживание – это изменчивый поток чувствований, делающий возможным для каждого индивида почувствовать что-то в любой данный момент. Особое значение придается пиковым переживаниям, сопровождающим самоактуализацию, рост личности. Пиковое переживание – максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций.
Аутентичность (подлинность) – понятие, введенное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с центральной проблемой философии человека, а именно – проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Подлинность по Ясперсу – бытие, не скованное и не укрепленное какой-либо одной концепцией, идеей или возможностью, которая навязана извне и предопределяет выбор человека. Иначе говоря, это искренность до конца и по отношению к другим, и по отношению к себе, при которой индивид свободен как от внешнего манипулирования, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном и ответственно свободном бытии.
Самоактуализация – это понятие, по мнению одного из его создателей, А. Маслоу, выступает в синонимичном ряду с такими понятиями, как «рост», «саморазвитие», «индивидуация». Оно определяется двумя существенными признаками:
1) принятием и выражением внутреннего ядра (самости), т.е. актуализацией латентных способностей и потенциала;
2) минимальным наличием нездоровья (неврозов и других потерь дееспособности).
В истоках же осмысления понятия лежит поиск исходной ценностной парадигмы, которую можно назвать здоровьем, причем полным (психическим, социальным, физическим), т.е. здоровьем как полнейшим раскрытием человеческих возможностей в индивидуальной жизни.
Ценность – понятие, которое в экзистенциальной психокоррекции отражает содержание, относящееся к направленности, устремленности переживаний. Ценность еще не смысл, но по крайней мере его условие. Реализация ценности может составить жизненный смысл. Различают следующие ценности:когнитивные предпочтения, эстетические, моральные, культуральные Я. Маслоу предложил следующую дихотомию ценностей:
1) В-ценности – бытовые ценности, ценности полноты бытия;
2) Д-ценности – депривационные ценности (ценности, возникающие от дефицита чего-либо).
Тип ценности, свойственный человеку, определяет его бытие. По
А. Маслоу, В-ценности включают: добро, справедливость, красоту, правдивость, самодостаточность и другие понятия в традиционной формулировке, в которой представлены базисные, т.е. основные, жизненные потребности. Их можно разграничить еще и таким образом:
В-ценности – порождения индивида и его направленные на мир переживания, в то время как Д-ценности – требования индивида и его переживания, направленные от мира к себе.
Бытие в мире – этакатегория анализируется практически всеми представителями экзистенциальной психологии и обозначает совокупность сущностных признаков и феноменологии переживаниясобственного Я как пребывающего в мире.
Поэтому с категорией бытия тесно связана категория становления, а сама категория бытия соизмерима с категорией «мир».
Жизненный мир – понятие, введенное и разработанное Э. Гуссерлем. Это то, что имеет значимость для сознания. Жизненный мир – понятие, фиксирующее самовстраивание переживаемого, осознаваемого, воспринимаемого, проговариваемого мира как такового фактологического. Понятие жизненного мира не только признает онтологичность (независимую данность человеческого сознания), но и требует обязательного учета этой внутренней онтологии сознания, принятие всерьез ее в работе с клиентом.
Событие – скорее не предметно отнесенное понятие, а принцип построения коррекционной работы в экзистенциальной психологии. Принцип событийности предполагает отказ от инструментального активизма (с его инфантильным стремлением к самоутверждению любой ценой) и отводит субъекту деятельности иное место в гораздо более сложном взаимосвязанном мире, чем это казалось в эпоху классических научных представлений.
Цели коррекции.Основная цель экзистенциальной коррекции – помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. И одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.
Позиция психолога.Основная предпосылка психологической позиции – понимание клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности. Основные задачи психолога, участвующего в процессе экзистенциальной коррекции:
• полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы;
• формировать и поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя сам;
• помогать клиенту обнаруживать в себе силы, разрушающие его и его жизнь, помогать находить консервативные структуры, которые он сам построил и соответственно может сам изменить;
• быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента;
• быть глубоко уверенным в том, что клиент в состоянии помочь себе сам.
Требования к клиенту и ожидания от него.В экзистенциальной психокоррекции основные усилия направлены на помощь клиенту принять всерьез свой феноменологический мир, понять реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий. Поэтому позиция клиента не ограничивается достижениями инсайта, формулируется как ожидание действий, проистекающих из проясненной ценности личности и ее потенций. Для этого в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на основных проблемахжизни, таких как рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность,т.е. на экзистенциальных проблемах, которые не имеют рационального решения, но конфронтация с которыми позволяет решать текущие психологические проблемы клиента.
Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт «Я и внешний мир»
В экзистенциальной психокоррекции отсутствует прямое обучение. Человек может научиться только сам. Поэтому особую значимость имеют именно нюансы в поведении, установках психолога. Развитие открытости, сензитивности клиента к нюансам отношений в общении – таков путь в экзистенциальной психокоррекции.
Поведенческое направление
Поведенческое направление в психокоррекционной работе берет свое начало от работ Д. Вольпе и А. Лазаруса(середина 50-х – начало 60-х годов), хотя корни его уходят в бихевиоризм Д. Уотсона и Э. Торндайка.
В основе данного направления выделяют три классических психологических направления.
1. Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса, основанные на идеях И.П. Павлова и С. Халла.
2. Теория оперантного научения Скиннера.
3. Теория когнитивного научения.
В бихевиоральной психокоррекции также одновременно сосуществуют три основные тенденции.
1. Классическое обусловливание, восходящее к экспериментальным традициям И.П. Павлова.
2. Оперантное обусловливание, связанное с именем Б. Скиннера и его модификациями поведения.
3. Мультимодальное программирование.
1. Классическая теория условных рефлексовПавлова явилась фундаментом, на котором было построено современное здание поведенческой коррекции. На основе принципов классического обусловливания созданы такие методики коррекции поведения, как методика аверсивного обусловливания, методика контроля стимула и т.д.
И.П. Павлов показал, что один из путей управления поведением – управление предъявлением стимулов, вызывающих определенную реакцию, а также организация внешнего окружения и контроля за ним. Организуя внешнее окружение, определенным образом можно формировать определенное поведение человека.
2. Теория оперантного обусловливаниясвязана с именами Э. Торндайка и Б. Скиннера. В отличие от принципа классического обусловливания стимул – реакция (S→R) ученые разработали принцип оперантного обусловливания реакция – стимул (R→S), согласно которому поведение контролируется его результатами. Отсюда следует возможный способ влияния на поведение через воздействие на его результаты.
При использовании оперантных методов управление результатами поведения осуществляется для воздействия на само поведение. Поэтому особое значение придается этапу функционального анализа, или поведенческой диагностики. Оперантные методы могут быть использованы для решения следующих задач:
• формирование нового стереотипа поведения;
• закрепление (усиление) уже имеющегося в репертуаре клиента социально желательного стереотипа поведения;
• уменьшение или угашение нежелательного поведения. Достигается с помощью методик наказания, угашения, насыщения, лишения всех положительных подкреплений, оценки ответа;
• поддержание желательного стереотипа поведения в обычных (естественных) условиях.
3. Мультимодальное программирование, или мультимодальная поведенческая коррекция.В этом направлении центральное место отводится воздействию на целостную организацию личности. В пределах этого новейшего направления (А. Лазарус, А. Бандура, Т. Нейланс и др.), включающего в себя когнитивно-ориентированные техники моделирования, формирования поведения, получили развитие программы саморегуляции, когнитивного саморегулирования, когнитивной модификации поведения.
Одно из последних достижений поведенческой психотерапии –
снятие посттравматического синдрома при помощи билатеральных саккодических движений глаз. Открытый в 1987 году (Ф. Шапиро), этот метод хорошо зарекомендовал себя в работе с ветеранами войны во Вьетнаме, жертвами насилия и т.д.
Во главе современных бихевиориальных теорий человека находится представление о том, что человек – продукт и одновременно производитель своей окружающей среды. Существенным отличием от традиционного бихевиоризма является его ориентированность на реальные действия.
В бихевиориальном направлении понятие личности не только не разработано, но и попросту отсутствует. Основные понятия, применяющиеся к личности, относятся к ее поведению. Отсюда, важнейшие реакции, на которые направлены воздействия психолога, – это реальное поведение человека в реальном мире. Вся бихевиориальная психокоррекция непосредственно связана с научением. Поэтому базисная терминология отражает основные концепции научения: обусловливание; генерализация; затухание; контробусловливание; эффекты частичного подкрепления; вызванные эмоциональные реакции; реакция избегания; конфликт; избыточное поведение.
Цели коррекции.В соответствии с общей направленностью бихевиориальной концепции основная цель коррекционных воздействий – обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным.
Позиция психолога.В бихевиориальной психокоррекции психолог выступает в четко определенной роли учителя, наставника или врача. В соответствии с фиксированной ролью он должен быть готов принять на себя груз социально-психологической модели, образца для подражания, каким он выступает в глазах клиента, а также осознавать специфику защитного механизма идентификации, играющую для клиента важную роль в бихевиориальной психокоррекции.
Требования к клиенту и ожидания от него.Роль психолога носит четко фиксированный характер. Так же четко определяется и роль клиента. Поощряется активность, сознательность в постановке целей, желание сотрудничать с психологом и импровизации с новыми формами поведения.
3.6. Когнитивное направление
Особенности психокорРекции
Когнитивная психология появилась как ответная реакция на бихевиоризм и гештальтпсихологию. Поэтому в когнитивной психокоррекции основное внимание уделяется познавательным структурам психики и упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические способности. В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, внутренних конфликтах и т.д. Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений.
Можно выделить следующие его особенности.
1. Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему – мыслям о себе и о мире. Считается, что знание причин нарушений не всегда ведет к их исправлению: например, если человек приходит к врачу с переломом кости, то в задачу врача входит заживление перелома, а не изучение причин, которые привели к нему.
2. В основе коррекции лежит обучение новым способам мышления.
3. Широкое применение системы домашних заданий, направленных на перенос полученных новых навыков в среду реального взаимодействия.
4. Основная задача коррекции – изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом признается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.
В когнитивном подходе можно выделить два направления:
1) когнитивно-аналитическое;
2) когнитивно-поведенческое.