Основные стадии психоанализа
Первая стадия – поиск болезненного очага (его вспоминание). На этой стадии используют методы ассоциаций, наблюдения за поведением человека, изучение юмора, оговорок. Стадия заканчивается обнаружением этого очага.
Вторая стадия – вскрытие очага возбуждения, его вербализация. Человек выговаривается, рассказывает психологу о своих переживаниях и об их источниках.
Третья стадия – переоценка значимости событий, сокрытых вболезненном очаге.
Четвертая стадия – эмоциональная окраска новой системы установок, главным образом положительная, спокойная. Осуществляется постепенный переход от любви к безразличию, от агрессивности к равнодушию.
Пятая стадия – забывание, ликвидация очага возбуждения. Чаще всего эта стадия проходит естественным путем как продолжение работы с психологом на предыдущих стадиях.
Психоанализ как психокоррекционный процесс включает следующие процедуры:
• конфронтацию;
• прояснение (кларификацию);
• интерпретацию;
• проработку.
Конфронтация используется для того, чтобы показать клиенту, что он чего-то боится, избегает, для выделения, обособления того психического феномена, который должен стать предметом анализа.
Кларификация состоит в четкой фокусировке значимых деталей.
Интерпретация предполагает преобразование неосознанных деталей и явлений в осознанные.
Проработка включает комплекс процедур и процессов, которые необходимо осуществить после инсайта. Это наиболее трудоемкая часть психоаналитической работы, так как требуется много времени и усилий для преодоления сопротивления, которое выступает помехой на пути преобразования личности.
Наиболее важна из этих процедур интерпретация, все остальные ей подчинены: они либо ведут к ней, либо делают ее более эффективной.
Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник.
1. Метод свободных ассоциаций.
2. Толкование (интерпретация) сновидений.
3. Интерпретация.
4. Анализ сопротивления.
5. Анализ переноса.
3.2. Аналитическая индивидуальная психокоррекция Адлера
А. Адлерво многих отношениях занимал позиции, не совпадающие со взглядами З.Фрейда, а иногда даже противоположные им. Человек, по мнению Адлера, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека– базисное чувство неполноценности,в преодолении которого состоит личностное развитие. Концепция Адлера построена на принципах целостности, социальности, целевой ориентированности и гуманизма и во многом стала предтечей гуманистического направления в коррекционной работе.
Субъективное восприятие действительности.Согласно концепции Адлера, мир воспринимается с позиций «системы отсчета», т.е. в сущности проявляется феноменологическая ориентация. А. Адлер не отрицал внешнеобъективной обусловленности поведения человека, но считал ее менее значимой, чем влияние на сознание и подсознание ценностей, целей, представлений, системы самооценок и выводов, которыми руководствуется человек в своем реальном поведении. А отсюда центральное для психокоррекции Адлера понятие частная логика, т.е. система представлений и способов рассуждений, свойственных данному клиенту. Любимый афоризм Адлера: «Надо смотреть не в рот человеку, а на его кулаки».
Целостность и целесообразность.Основной предпосылкой концепции Адлера выступает рассмотрение личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Поэтому основной упор в коррекционной работе делается на внутриличностные проблемы клиента, а не на межличностные. Отсюда следует положение о том, что все человеческое поведение носит целенаправленный характер. В коррекционной работе важен учет сразу трех моментов:
1) прошлого опыта клиента;
2) настоящей ситуации;
3) направления движения.
Комплекс неполноценности и компенсация.Появившаяся в 1907 году идея о неполноценности того или иного органа человека как существенного обстоятельства, влияющего на поведение, в совокупности с понятием компенсации стали фундаментальными положениями в концепции Адлера. Неполноценность, ее компенсация и социальная среда – это три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству.
По Адлеру, индивидуальность – это неповторимый путь выработки способа самоутверждения, стиля жизни. Утверждая, что поведение личности целенаправленно, А. Адлер в своих ранних работах говорил о прототипе как о первичной форме адаптации индивида к жизни. Этот прототип формируется от 3 до 5 лет жизни. А. Адлер считал, что цели поведения человека не меняются в течение жизни, изменяется только система отношений, а отсюда одна из основных задач – коррекция этих отношений. Идея Адлера лежит в основе последующей теории когнитивного диссонанса Фестингера.
Телеология вымысла – еще один базисный термин. Адлер предполагал, что люди живут вымыслом и представлениями о должном и на поведение человека гораздо больше влияют ожидания, связанные с будущим, чем события прошлого. Удовлетворенность жизнью исходит от социального интересакак основы человеческого существования. По Адлеру, здоровая личность – это личность, способная к продуктивной социальной активности, что в свою очередь предполагает социальное личностное чувство, поведение и когнитивноедопущение.
Идея социального интереса Адлера основана на предположении, что человек не самодостаточное существо и поэтому он должен учиться взаимозависимости.
Цели коррекциивытекают из основных положений концепции. Их можно представить следующим образом:
• снижение чувства неполноценности;
• развитие социального интереса (просоциальной направленности);
• коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.
Позиция психолога.Психологи, работающие в адлерианском русле, в центр своей деятельности выдвигают когнитивные аспекты психокоррекции, основная предпосылка их работы – найти ошибку в «картине мира» клиента,из-за которой возникают психологические проблемы.
Возможны четыре типа ошибок:
1) недоверие;
2) себялюбие;
3) нереалистические амбиции;
4) недостаток уверенности.
Требования к клиенту и ожидания от него.Основное для клиента – занять партнерскую позицию, т.е. позицию «на равных» по отношению к психологу. От клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Главное направление совместного поиска – базисные ошибки в мышлении о мире, поиск возможностейих коррекции. Клиент трактуется как «растерявшийся», «обескураженный», поэтому подбадривание, обращения к его личностным ресурсам – важное условие совместной работы. В начале психокоррекционных воздействий именно клиент формулирует условие контракта: цели, план осуществления, возможные препятствия, пути эффективного преодоления и т.д.
Техника психокоррекционной работыданного направления включает в себя следующие процедуры: установление правильных отношений, анализ и проработка личностной позиции клиента, подбадривание, поощрение развития самопонимания (инсайта) и помощь в переориентации. Эти процедуры соответствуют следующем этапам психокоррекции.
1. Установление правильных отношений.Основа этого этапа – формирование соответствующих установок в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание. Для этого используются коммуникативные навыки и умения.
2. Анализ личностной динамики.Главное на этом этапе – понимание, осознание специфики жизни клиента, важное место уделяется опросу о целях жизни: «В чем вы видите свое предназначение?»; «Вам нравится то, на что вы расходуете свою жизнь?» и т.д. Для этого существуют специальные техники.
3. Подведение итогов.По каждой технике готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом. Смысл процедуры – нахождение главных ошибокв суждении о мире.