Профилактическая деятельность
Цель:– овладение основными понятиями, принципами и методами организации мероприятий профилактической деятельности психолога.
Задачи:
1. изучить методы и формы организации и проведения психологического просвещения с детьми, педагогами, родителями,
2. развивать навыки эффективного использования методов психопросвещения (изучение и анализ психологической литературы, использование активных методов обучения),
3. формировать психологическую культуру и способности самовыражения.
Профилактическая деятельность направлена на формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желание использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе в виде своевременного предупреждения нарушений в становлении личности и интеллекта.
Профилактическая деятельность состоит из двух видов работы:
1) просветительной деятельности,
2) превентивной деятельности.
Если просветительная деятельность ориентирована на формирование психологической культуры у педагогов, детей, родителей, администрации и персонала, то превентивная деятельность носит предупредительный характер. Она содержит элементы диагностики, консультации и даже коррекции, чтобы предусмотреть возможные отклонения в психическом развитии детей, нежелательные повороты в конфликтных ситуациях в семье, педагогическом коллективе и т.д.
ЗАДАНИЯ:
Задание 1. Подготовить и провести мероприятия по психологическому просвещению в рамках рабочего плана психолога.
Профилактическая работа может в себя включать:
- адаптацию детей к детскому саду и школе, рекомендации родителям или
лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
- обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовку рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе для родителей или лиц, их заменяющих, воспитателей, классных руководителей, учителей;
- определение психологической готовности к обучению в школе для
оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей,
отклонений в развитии и их коррекции;
- подготовку совместно с учителем программы индивидуальной работы с
теми детьми, которые в этом нуждаются;
- проведение психологического обследования детей при поступлении в
учреждения интернатного типа с целью создания максимально благоприятных
условий для развития детей и их социально-психологической реабилитации;
- предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у
детей, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
- создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с
детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников
учреждения по широкому кругу проблем.
Профилактическая деятельность может носить индивидуальный или групповой характер. Она может быть посвящена какой-то одной теме, проблеме или носить общий, открытый характер. Наконец, она может проводиться с разным контингентом: администрацией, педагогическим коллективом, родителями или детьми.
Задание 2. Разработать и провести мероприятия по превентивной деятельности, носящей предупредительный характер.
Коррекционная деятельность
Цель: овладение основными понятиями и принципами организации коррекционной работы в деятельности профессионального психолога.
Задачи:
1. развивать умения использования методик и техник коррекционной работы при организации различных форм (индивидуальной или групповой) занятий;
2. формировать умения для создания доверительных отношений и эффективного психологического климата в психокоррекционной работе;
3. формировать умения и навыки, а также активизировать знания, необходимые для составления и проведения психокоррекционных программ;
4. развивать личностные и профессиональные качества студентов-психологов.
Коррекционная деятельность включает в себя оказание психологической помощи детям, в виде индивидуальных занятий или групповой (тренинг) работы.
Важно отметить, что психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.
Коррекционная деятельность организуется студентом в рамках рабочего плана психолога для накопления практического опыта.
ЗАДАНИЯ:
Задание 1. Организовать активное взаимодействие практического психолога с детьми, родителями, педагогами, направленное на преодоление отклонения в их развитии, нарушении в обучении и поведении.
Задание 2. Разработать программу коррекции, направленную на устранение отклонений в психическом развитии.
Задание 3. Разработать программу психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.
Задание 4. Провести психокоррекционную работу с отдельными детьми или группами детей с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Развивающая деятельность
Цель: овладение основными понятиями и принципами организации развивающей работы в деятельности профессионального психолога.
Задачи:
1. развивать умения использования методик и техник развивающей работы при организации различных форм (индивидуальной или групповой) занятий;
2. формировать умения и навыки, а также активизировать знания, необходимые для составления и проведения развивающих программ;
3. развивать личностные и профессиональные качества студентов-психологов.
Развивающая деятельность предполагает активное воздействие практического психолога на формирование личности детей, определяемое ориентацией на обеспечение соответствия развития возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам и индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей.
Развивающая деятельность организуется студентом в рамках рабочего плана психолога для накопления практического опыта.
ЗАДАНИЯ:
Задание 1. Организовать мероприятия в рамках развивающей деятельности, носящей широкий педагогический характер, с одной стороны, что позволит обеспечить детям, родителям педагогам условия всестороннего развития и, с другой стороны, вовлекающий их в сферу саморазвития и самовоспитания.
Задание 2. Организовать мероприятия в рамках развивающей деятельности, носящей узкоспециализированный характер, предполагающий индивидуальную или групповую работу с детьми, родителями, педагогами по развитию и воспитанию отдельных личностных или поведенческих особенностей (тренинговые занятия).
Задания по каждому направлениюопределяются в соответствии с рабочим планом психолога базы практики. Затем разрабатывается и обосновывается программа мероприятий, обеспечивающих их решение. Для каждого из мероприятий составляется свой план, приводится отчет по его проведению и оценивается эффективность данного мероприятия. По итогам проведения программы мероприятий готовится общий отчет, включающий статистическое описание и оценку результатов стандартизации, а также раскрывающий результаты, достоинства и недостатки программы: как в части планирования, так и в части реализации.