Личность и общение в системе общественных и межличностных отношений
Существует органическая связь между личностью и межличностными отношениями. С одной стороны, даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции, т.е. межличностные отношения. С другой стороны, само развитие личности опутано сетями межличностных отношений, а характер межличностных отношений предопределяется характером личности. Включаясь в межличностное общение, люди остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из индивидов оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем им случается вступать в контакт. Характер же межличностных отношений в каждом конкретном случае зависит от индивидных личностных черт включенных во взаимодействие людей, а его диапазон необычайно широк — от любви с первого взгляда до ненависти до гробовой доски. В рамках изучения социальной психологии мы сталкиваемся с осознанием того факта, что и общественные, и межличностные отношения раскрываются и реализуются именно в общении. Корни общения находятся в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Сегодня для всех очевидно, что в обычных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к обществу, к людям, т.е. включены в общение,
Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение
существует одновременно как реальность и общественных, и межличностных отношений. Возможно поэтому Сент-Экзюпери нарисовал поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».
Совместная жизнедеятельность людей заставляет их общаться при
самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. и случае положительного, и в случае отрицательного отношений одного человека к другому. То же самоё ёйраЙ^дливо и для социальных групп. Общение между группами неизбежно, даже если группы антагонистичны. Одной из специфических форм общения является война.
Причиной нарушения общения обычно бывает диссонанс — рассогласование между содержанием и способом общения. Способов общения или, как еще говорят, обращения человека с человеком может быть множество:
— мягкое или жесткое;
— унижающее или возвышающее;
— подавляющее или равноправное;
— ободряющее или угнетающее;
— грубое или вежливое;
— теплое или холодное;
— ласковое или черствое;
— формирующее потребность в общении или избегание его и т. д.
Можно говорить о различных уровнях общеййя:
- макроуровень: общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями;
- мезоуровень: общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое;
- микроуровень: простейший акт общения.
Контрольные вопросы:
1. Каково содержание понятия «социальные отношения»?
2. Каково содержание понятия «психологические отношения личности»?
3. Охарактеризуйте эмоциональную основу межличностных отношений.
4. Охарактеризуйте различные спбсобы межличностного общения.
5. Охарактеризуйте типы межличностного общения с позиции инструменталистки.
Психологический практикум
Цель игры: показать основные способы воздействия одного человека
на другого. Одна подгруппа участников, сцепившись руками, образует плотный
круг. Ведущий обращается к оставшимся участникам с вопросом: «Кто попытется войти в круг, используя любой способ на собственное усмотрение?» Добровольцы" поочередно пытаются войти в круг, а стоящие в кругу впускают или не впускают их, основываясь на собственных желаниях.
Обсуждение: проводится путем ответов на вопросы:
- Какое поведение было наиболее эффективным?
- В чем это проявилось?
- Какое поведение обладает эффектом «бумеранга»?
- Что нового открыли в себе участники, стоявшие в кругу, и участники, пытавшиеся проникнуть в него?
- Какое поведение представляется наиболее подходящим и может помочь в общении?
Игра «Красный стул»
Цель игры: аналогична предыдущей.
Один из участников игры занимает стул в центре круга. Он получает скрытую от других инструкцию уступить стул другому только в том случае, если ему захочется это сделать. Остальные по очереди пытаются заставить сидящего уступить стул — кто уговорами, просьбами, обещаниями вознаграждения, а кто просто пробует стряхнуть человека с этого стула.
Обсуждение: анализ игры проводится с помощью ответов на вопросы:
— В чем были затруднения у обеих сторон?
— Какие чувства испытывали участники в процессе выполнения
заданий?
— Как эти чувства и ситуации соотносятся с чувствами в ана-
логичных жизненных ситуациях?
Игра «Общаемся... спина к спине»
Цель игры: прочувствовать и осознать актуальность для эффективного
контакта равенства позиций участников.
Участники объединяются в пары, каждая занимает удобное для нее
место так, чтобы никому не мешать. Предстоит беседа-диалог — темы задает ведущий или выбирают сами участники. В ходе беседы, которая будет длиться примерно 6—8 минут, ведущий попросит участников, не прекращая разговора, изменять взаимное положение партнеров. Начинается беседа двух сидящих спиной друг к другу людей, затем - один сидит, другой стоит, и наоборот, но лицом к лицу, затем – оба сидят лицом к лицу, далее — сидя или стоя, но с барьером между собеседниками (например через стул или парту) и т. п.
Обсуждение: проводится в порядке обмена мнениями о том, в каком
положении вести беседу было самым сложным делом, а в каком - самым комфортным, как именно различное положение собеседников влияло на их психологическое и физиологическое самочувствие во время общения.
Игра «Найди подтекст»
Цель игры: лучше узнать партнера, развить способности к творчеству,
научиться понимать то, что рассказывается.
Каждый участник вспоминает, какое характерологическое качество
он больше всего ценит в людях. Сделав свой выбор, нужно придумать короткий рассказ, историю, притчу, где была бы информация о выбранном качестве, и рассказать участникам игры. То же самое делается и относительно тех качеств, которые участник ценит меньше всего в людях. Слушатели должны понять, о каком качестве идет речь. Они высказывают свои предположения, а рассказчик уточняет степень соответствия этих высказываний задуманному им качеству.
Обсуждение: ведется с помощью ответов на вопросы о том, какие качества человека раскрываются в представленных рассказах, притчах и т. п., насколько предположения слушателей соответствовали выбору рассказчиков, какова роль исследуемых качеств в жизни человека.