Тест «Стереотипы деструктивного мышления»
Оцените в баллах степень выраженности для Вас каждого из следующих стереотипов деструктивного мышления.
1. Обычно Вы отбираете негативные моменты и манипулируете ими, отфильтровывая все позитивные аспекты ситуации.
2. Чаще всего вещи представляются Вам либо черными, либо белыми, либо хорошими, либо плохими. Без середины, без полутонов.
3. Как правило, Вы стремитесь к обобщенному решению, основанному на единичном инциденте. Если происходит нечто плохое, Вы ожидаете, что так будет вновь и вновь.
4. Не опираясь на факты, Вы почти всегда судите о людях и «знаете», почему они действуют именно так, а не иначе. Вы способны определить, что люди чувствуют по отношению к Вам.
5. Нередко Вы ожидаете несчастья. Услышав о чьих-то проблемах, тут же думаете: «А что, если у меня то же самое?»
6. Очень часто Вам представляется, что мысли, слова и дела других людей — это своего рода реакция на Вас. Вы сравниваете себя с другими, пытаясь определить, кто лучше смотрится, и т.п.
7. Если Вы чувствуете внешний контроль, то ощущаете свою беспомощность, чувствуете себя жертвой неизбежного. Ошибки внутреннего контроля Вы приписываете страху, случайным действиям.
8. Обычно Вы возмущаетесь, если люДи не согласны с тем, что Вам представляется совершенно справедливым.
9. Как правило, Вы считаете других людей ответственными за Ваши переживания и порицаете их. Или порицаете себя за каждую проблему.
10. У Вас есть собственный свод правил, предписывающих, как Вы и другие должны действовать. Люди, нарушающие эти правила, угрожают Вам. И Вы сами чувствуете вину, если отступаете от правил.
11. Вы автоматически верите в то, что ваши чувства безошибочны. Так, если Вам скучно, значит, Ваш партнер скучный человек.
12. Вы твердо уверены и ожидаете, что другие люди будут изменяться в соответствии с Вашими требованиями, если Вы будете ока-
ТЕМА 4 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
1. Сущность понятия общения.
2. Основные характеристики общения,
3. Структура взаимодействия в общении.
4. Социально-психологическая общность как результат общения.
5. Социально-психологические механизмы общения.
6. Соотношение общения, деятельности и поведения.
Ключевые понятия темы:
общение, психический контакт, функции общения, внешняя сторона общения, внутренняя сторона общения, стиль общения, средства общения, взаимодействие в общении, социально-психологическая общность, заражение, внушение, убеждение, подражание, мода.
Литература:
1. Аверченко Л.К. Управление общением. — М., 2000.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1997.
3. Битянова М.Р. Социальная психология. — М, 1994.
4. Мокшанцев Р.И. Механизмы социально-психологического воздействия // Социальная психология. Лекции. — Новосибирск, 1993.
5. Мокшанцев Р.И. Формы общения // Социальная психология. Лекции. — Новосибирск, 1993.
6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб., 1999.
7. Проблема общения в психологии. — М., 1981.
8. Психологические исследования общения. — М, 1985.
9. Психология воздействия: Проблемы теории и практики. — М, 1989.
10. Руденский Е.В. Социальная психология. — М.—Новосибирск, 1997.
Сущность понятия «общение»
Социальная психология исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, обусловленные фактом включения людей в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет дело социальная психология, — это факт общения и. взаимодействия людей.
Содержание понятия «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах, — это как две стороны одной медали:
- как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера;
— как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера.
В первом случае общение— это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией/ выработку единой стратегии взаимодрия, восприятие и понимание партнера.
Во втором случае общение — это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения — передача форм культурыи социального опыта.
Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих
индивидуальных психологических особенностей.
Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей.
Общение — сложный и многогранный процесс, выступающий как:
— взаимодействие людей;
~ вид самостоятельной человеческой деятельности;
— атрибут других видов человеческой деятельности;
— информационный процесс;
— отношение лкйей друг к другу;
— взаимовлияние людей;
— взаимное переживание;
— взаимное понимание.
Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение — это и социальный процесс, через который общество влияет на индивида. Справедливо рассматривать общение и как условие любой деятельности человека. Выступая важнейшей социальной потребностью, без реализации
которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности, общение как диалектический процесс представляет собой единство двух противоположных тенденций:
· — к кооперации, сотрудничеству и интеграции;
· — к конкуренции, борьбе и дифференциации.
Существует несколько иная трактовка понятия «общение», которое представляется «формой деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению
психического контакта», «взаимодействием равноправных субъектов»
Здесь можно говорить о некотором сужении понимания общения. Во-первых, партнеры по общению могут быть равными и неравными, свободными по отношению друг к другу и зависимыми один
От другого. Общаются друг с другом начальник и подчиненный, друзья, товарищи и приятели, недоброжелатели и враги, совершенно незнакомые между собой попутчики в общественном транспорте и т.д.
Во-вторых, общение может приводить к возникновению психического контакта, а может и не приводить к таковому.
В-третьих, общение — не просто форма деятельности, но и сама по себе деятельность.