Игра «Представь себя деревом»
Цель игры: исследовать позиции «Я» в социальном мире посредством проективной методики.
По дороге домой, пешком или в городском транспорте, полезно попробовать представить себя деревом — любым, каким нравится, с каким легче себя отождествить. Желательно детально представить и прочувствовать в своем сознании образ этого дерева, например, его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, трепещущиеся на ветру листья, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю, и т. п.
Обсуждение: желательно попытаться ответить на следующие вопросы:
- Какие мысли вызывает это упражнение?
- Что именно «подсказывает» воображаемый образ дерева?
Игра «Разотождествление»
Цель игры: научиться эффективно управлять всем тем, с чем идентифицирует себя наше «Я», а также контролировать и использовать все, с чем человек себя не отождествляет. Научиться обеспечиват конструктивный творческий контакт и высвобождать энергию высшего «Я» для личностного роста, саморазвития.
Ведущий разъясняет, что на любого человека влияет все, с чем идентифицирует себя его «Я». При этом постоянные, различные по характеру воздействия могут засорять сознание и приводить к ложному отождествлению личности. Чтобы достичь четкого и ясного самосознания, необходимо не отождествлять себя с содержанием сознания.
Отождествление с частью самого себя обычно взаимосвязано с ведущей ролью, которую человек играет в своей жизни. Одни идеитифицирует себя со своим телом, другие — с чувствами, третьи - сразумом и т.д. Такое отождествление с какой-то частью личности может до определенной степени удовлетворять человека, но оно же может и мешать осознанию своего истинного «Я», себя во всей полноте. Длительное отождествление себя с ведущей ролью часто приводит к чувству потерянности и отчаяния, когда возможности к
этому отождествлению исчерпываются, например, с наступлением пожилого возраста, с произошедшими физическими или психическими травмами и утратами и т.п., т.е. с наступлением принципиально новых
жизненных обстоятельств, когда любые попытки удержаться в прежнем, уходящем качестве обречены на провал.
Единственным решением такой проблемы иногда может стать второе «рождение», т.е. новый и более широкий подход к отождествлению. Нередко это требует определенной ломки всей личности.
Добиться этого как раз и помогает способность к «разотождествлению» и «самоотождествлению».
Ведущий предлагает участникам игры закрыть глаза, расслабиться, целиком и полностью сосредоточиться на своем внутреннем мире и пройти три этапа разотождествления.
Первый этап — разотождествление со своим телом. Мысленно проговаривается следующий текст: «У меня есть тело, однако я не есть -это тело. Мое тело может пребывать в различном состоянии, однако
оно не заменяет мне моего подлинного «Я». Мое тело – драгоценный инструмент, но только инструмент. У меня есть тело, однако я не есть это тело».
Второй этап — разотождествление со своими эмоциями. Мысленно проговаривается текст: «Я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции. Мои эмоции многообразны, они могут меняться и
даже становиться своей противоположностью, однако моя сущность и мое подлинное «Я» остаются неизменными. Я способен наблюдать за своими эмоциями, понимать их истоки, я могу научиться управлять
ими и гармонизировать их. Я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции».
Третий этап - разотождествление со своим разумом. Мысленно проговаривается текст: «У меня есть разум, но я не есть этот разум. Мой разум - ценнейший инструмент познания и самовыражения, но он не сущность меня самого. Он находится в непрерывном развитии, по он не является мной. У меня есть разум, но я не есть мой разум». Далее ведущий предлагает провести этап отождествления. Также
и полном сосредоточении на своем внутреннем мире мысленно проговаривается текст: «Я — центр абсолютного самосознания. Я – центр абсолютной воли. Этим я способен наблюдать и подчинять себе все
психические процессы и управлять ими. Я - центр абсолютного самосознания и воли».
Ведущий поясняет, что достижение определенного навыка, позволяющего быстро пройти все стадии разотождествления и затем сосредоточиться на своем «Я» в течение какого-то периода,. -
мощнейший психологический ресурс. Он дает возможность человеку в любой момент отделить подлинное «Я» от вредных эмоций, мыслей, исчерпавших себя ролей и, оценив ситуацию, ее значение и истоки,
найти новые, более эффективные пути выхода из трудных обстоятельств жизни, новые способы поведения с позиции как бы стороннего наблюдателя.
Тест «Стили мышления»
Исследования мозга показывают, что существует два различных способа мышления, связанные с анатомическими особенностями мозга: левопояушарное («холодное», аналитическое) и правополушарное («горячее», эмоциональное, чувственное). Кроме того, различают два основных хода мышления: от общего к частному (дедуктивное) и от частного к общему (индуктивное).
В зависимости оттого, в какой степени то или иное утверждение теста соответствует Вашему стилю мышления, оцените его в баллах (1, 2, 4, 5, тройка исключается) по шкале:
5 - в значительной степени (очень характерно);
4 ~ в средней степени;
2 — в небольшой степени;
1 - в незначительной степени (нехарактерно).
Бланк для заполнения
L • •
№ Балл № Балл ШБалл № I Балл 1
вопроса вопроса вопроса вопроса
1. У меня развитая интуиция.
2. Я мыслю логически.
3. Меня интересуют философские проблемы и системы мышления.
4. Я люблю пользоваться диаграммами, объясняя что-нибудь кому-либо.
5. Я предпочитаю узнавать что-то с помощью наглядного примера.
6. В работе я в большей мере ориентирован на поставленную задачу, а не на окружающих меня людей.
7. Я предпочитаю мыслить образами, представлять картины.
8. Мне нравится анализировать что-нибудь особенно сложное.
9. Как правило, я «собираю вибрации», исходящие от других людей.
10. Я мастак в организации сложных и запутанных дел.
11. Меня интересуют нетрадиционные и необычные идеи.
12. Планирование и выполнение сложных проектов — радость для меня.
13. Я прихожу к определенному решению только тогда, когда проверю все на своих чувствах и пойму, что это подходит для меня.
14. Я предпочитаю такую работу, которая требует постепенного и методичного подхода.
15. Я ориентирован на литературу, искусство, музыку.
16. Лучше всего я понимаю ситуацию, когда посмотрю на нее с разных сторон и разных точек зрения.
17. Мне важно знать, как думают другие.
18. Я решаю что-либо, основываясь на конкретных фактах и логике.
19. Меня интересуют различные мистические проблемы.
20. Абстрактные и теоретические проблемы — моя стихия.
Стили мышления:
ЭИ — эмоциональное индуктивное;
АИ - аналитическое индуктивное;
ЭД — эмоциональное дедуктивное;
АД — аналитическое дедуктивное.
Степень выраженности качества определяется подсчетом баллов по столбцам в бланке для заполнения:
5—11 — низкая, 12—18 — средняя, 19—25 — высокая.