Теоретические и эмпирические источники социальной психологии
Существуют разные взгляды на историю развития социальной психологии. Считается, что первыми историческими формами социально-психологического знания стали: теория психологии народов (Германия), теория психологии масс (Италия, Франция), теории социальных инстинктов (Англия, США).
В теории психологии народов (Ф. Гегель, М. Лазарус, Г. Штейн-таль) нация (народ) рассматривается как «сверхиндивидуальнай целостность», личность наделяется «сверхиндивидуальной душой», и вторая находится в подчиненном отношении к первой. Иначе говоря, теория психологии народов исходила из того, что главная сила истории — это народ, «дух целого», который выражает себя в религии, языке, мифах, обычаях, искусстве и т.п., а индивидуальное сознание есть его продукт. Задача социальной психологии состоит в том, чтобы психологически познать сущность духа народа, открыть законы духовной деятельности народа. Позднее (в работах В. Вундта) концепция психологии народов с отказом от не вполне определенного понятия «дух целого» приобрела более реалистический вид, но так или иначе основная мысль в этой теории сводилась к тому, что, кроме индивидуального сознания, существует нечто, характеризующее психологию группы и индивидуальное сознание, и в конечном счете это предопределяется психологией группы. В теории психологии масс (работы Г. Тарда, С. Сигеле, Г. Лебона) сновополагающими были идеи об активной роли иррациональных моментов в социальном поведении и об активной роли подражания. Иррационализм в социальном поведении прослеживался на примере аффективного поведения уголовных преступников, а позднее (преимущественно в работах Г. Лебона) — в поведении больших скоплений людей, «людских масс». Главное отличие психологии масс и том, что человек «толпы», человек «массы» теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам и легко поддается различным иррациональным действиям. В рамках концепции психологии масс формально признавался некоторый примат индивида над обществом, однако само общество произвольно сводилось к толпе и описывалось также весьма односторонне, главным образом в состоянии паники. Теория социальных инстинктов (В. Макдугалл, Э. Росс, Д. Болдуин) исходит из того, что социальное поведение определяется врожденными инстинктами, стремлением к цели, что свойственно как человеку, так и животному. Это стремление, желание, порыв выступает в психике человека как движущая сила характера формирующая социальное поведение. Авторы теории считают, что всё происходящее в области сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Сформулированы несколько пар связанных между собой инстинктов и эмоций. Среди них — инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх, инстинкт самосохранения и соответствующее ему чувство бегства, инстинкт строительства и чувство созидания, стадный инстинкт и чувство принадлежности, инстинкт воспроизведения рода и ревность, инстинкт приобретения и чувство собственности. В конечном счете, концепция теории инстинктов объясняет социальное поведение с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели и утверждает значение иррациональных и бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. К философским истокам и предпосылкам развития социальной психологии относят:
— идеи Платона об иррациональности поведения масс, присущего демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений);
— идеи Аристотеля об общественных инстинктах, объединяющих людей;
— идеи Гельвеция о социальной детерминации (предопределенности) развития личности;
— идеи Фейербаха о роли и сущности социально-психологического общения людей как единственного способа проявления человеческой сущности;
— идеи российских революционных демократов и философов о социальных настроениях, об общественном мнении, о нравах, об обычаях и т.п. Американский социальный психолог С. Сэржент считает, что социальная психология берет свое начало от идей и теорий школ:
— социальной философии (Платон, Монтескье, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.);
— социальной антропологии (М. Лазарус, В. Вундт, Ф. Тейлор и др.);
— английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г.Спенсер и др.).
К эмпирическим предпосылкам возникновения и развития социальной психологии относят:
— ораторское искусство Древней Греции, развившее приемы управления вниманием и эмоционально-психологическим состоянием больших и малых человеческих групп;
— действа жрецов, шаманов, ведунов, развившие приемы суггестивного (внушающего) воздействия на аудиторию;
— взаимодействия различных религиозных конфессий со своей паствой, развившие приемы формирования установок;
— культурно-психологические традиции чень-буддизма, развившие приему психотренинга и психорегуляции.