Я буду приносить учебники и тетради на каждый урок

Каждую неделю я буду прочитывать определенное количество страниц (книг)

Никаких драк в течение одной недели

2.Дата начала действия договора и дата его пересмотра

Действие договора начинается с 14 января. Договор будет пересматриваться и ход его выполнения будет оцениваться еженедельно каждую субботу.

3.Описание способов изменения поведения

Определю время на подгтовку д/з

Попрошу друзей не приходить в это время

Попрошу родителей запрещать просмотр телевизора в это время

4.Имена людей, имеющих отношение к договору

5.Способ вознаграждения за достойное поведение

6.Санкции за невыполнение условий договора

Требования к составлению договора:

- просто и ясно излагать мысль

- эффективно составление договора со всеми учениками класса

- подготовить копии бланков договора

- если проблемы с ребенком более сложные, то индивидуальный договор с ежедневным контролем

- убедитесь, что ребенок понял суть договора и может изложить своими словами

- проверяйте и пересматривайте договоры

Диаграмма ответственности

Быть ответственным означает держать ответ за что-то или признать, что именно ты был причиной чего-то. Детям, которые мыслят конкретно, в отличии от взрослых, трудно представить, что значит быть ответственным. «Диаграмма ответственности» поможет сделать наглядными различные аспекты ответственного поведения.

Это упражнение используется вместо того, чтобы ругать, напоминать, читать нотации.

Цель:

установить связь между поведением ребенка и его последствиями;

нахождение более приемлимых форм поведения;

повысить самооценку ребенка, дать почувствовать, что принятие ответственности может стать позитивным опытом.

Процедура:

1) Опишите ситуацию, в которой кто-то не проявил должной ответственности (поясните, что ожидалось в данной ситуации и что произошло в действительности)

2) Нарисуйте на доске или большом листе бумаги «диаграмму ответственности» и спросите детей, какую долю ответственности они хотят взять на себя.

«Если полная ответственность равна 100 %, то какая доля ответственности лежит на А.?»

Отметьте эту часть ответственности на диаграмме – сектор.

«Какая часть ответственности лежит на остальных, на В.? На ком еще лежит ответственность за ситуацию?»

3) Перерисуйте сектор собственной ответственности ниже и попросите детей сказать, каким образом можно было бы увеличить свою долю ответственности в конкретной ситуации (мозговой штурм).

4) Обсуждение.

Что вы узнали о принятии ответственности за ситуацию на себя?

В каком возрасте дети становятся ответственными за то, что они делают?

Что вам следует сделать, если вы обнаружите, что не сможете сделать то, за что взяли ответственность на себя?

Что вам следует делать, если в результате вашего безответственного поведения кто-то получил травму?

Ролевые игры

Цели:

- возможность применить новые формы поведения в ситуации, приближенной к реальности

- испытать новые незнакомые чувства, мысли, идеи

- учиться по-новому видеть ситуацию, осваивает новые формы поведения

- возможность увидеть, как твое поведение влияет на других

Прямая ролевая игра

Ребенок изображает самого себя, а ведущий и остальные члены группы играют роли других участников ситуации. Для детей достаточно артистичных и взрослых, если слишком мал или робок, лучше сначала посмотреть на других.

Показания: поведенческие паттерны (попросить объяснить непонятную тему, говорить «нет», научиться отказываться от сигарет, предлагаемые ребятами во дворе)

Процедура:

1) объяснить, что такое ролевая игра. Это тренировка, репетиция.

2) Определение цели нового поведения. С группой определить, из каких элементарных действий оно состоит (мозговой штурм). Например, если вы собираетесь проиграть варианты ответов на насмешки, выделяете следующие возможные шаги: прежде, чем ответить, сосчитать до пяти; прикинуть варианты ответов (проигнорировать ситуацию, сказать, что чувствуешь, назвать причину, почему насмешник должен остановиться) и выбрать подходящий. Как подготовиться к действию, что сказать, какие варианты ответа могут быть

3) Проигрывание ситуации. Если проблема характерна только для одного ребенка, то только с ним, если для многих - то в парах, в подгруппах, где один исполняет свою роль, другой – окружения. Проиграть различные варианты ситуации.

4) Обсуждение. Соберите группу и попросите детей поделиться своими впечатлениями о том, как развивался диалог, как они чувствовали себя в этой ситуации.

5) Обсуждение с детьми, что они узнали на занятии, как можно применить полученные знания в жизни, в похожих ситуациях. Когда испробуете полученные знания в реальной ситуации.

Смена ролей

- при конфликтных ситуациях (рб- род, рб-учитель, рб-рб)

- моделирование деловых отношений

Цель: понять точку зрения другого человека, побыть в «шкуре другого».

Рекомендации:

подбирать на роль ребенка другого, сходного по полу, возрасту, уровню развития. Ситуации физического насилия обозначать условно,

не оказывать давление, уговаривая сделать упражнение. Учитывать готовность к этому.

Процедура:

1) объяснение сути смены ролей: игра, в которой ребенок берет на себя чужую роль, а кто-то играет его.

2) Подбор на роль конкретного ребенка.

3) То же, что и выше.

Обсуждение

Цели:

Подвести итог и обсудить, над чем заставило задуматься это занятие (упражнение)

Проанализировать те чувства, которые они испытали, осознали и обсудили в процессе занятия

Проанализировать приемы и навыки, над которыми они работали на занятии

Понять, какие изменения произошли в их поведении

Сформулировать, чему научились в результате своей работы и благодаря другим членам группы

Сформулировать, в каком направлении они собираются работать дома до следующего занятия

Вопросы на обсуждение внутриличностных процессов

1. Что ты чувствовал, когда рассказывал об этом всей группе?

2. Какие чувства ты испытывал, когда ты или кто-то еще делился своими проблемами с группой?

3. Какие мысли возникали у тебя, когда другие рассказывали о своих проблемах?

Вопросы на обсуждение межличностного взаимодействия

1. Как ты считаешь, что происходило сегодня в группе?

2. Что нового ты узнал о других членах группы?

3. Какие чувства ты заметил у других? На какое поведение обратил внимание?

Вопросы на обсуждение новых мыслей, чувств, поведения

1. Что нового ты узнал сегодня в группе?

2. Какие новые идеи возникли сегодня в группе?

3. Какие навыки ты приобрел, или о каких новых способах поведения ты узнал сегодня?

4. Как изменились твои чувства сегодня на занятии по сравнению с тем, что ты чувствовал перед началом занятия?

5. Что тебя удивило?

6. Что тебе хочется делать по-другому после этого занятия?

Наши рекомендации