Тема 20. Теоретические и методические основы обучения
Педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения передают педагогический опыт и знания в обобщенном виде.
Дидактика (греч. didaktikos – поучающий, didasko – изучающий)– педагогическая дисциплина, исследующая закономерности процесса обучения. Предметом дидактики является разработка теоретических и методических основ обучения. Проблемы, изучаемые дидактикой:
1) определение сущности и задач обучения;
2) исследование педагогических основ содержания образования;
3) изучение закономерностей познавательной деятельности учащихся и путей повышения развивающих функций познавательной деятельности;
4) разработка общепедагогических методов обучения и условий их наиболее эффективного применения;
5) разработка и совершенствование организационных форм учебной работы.
Принципобучения (лат. principium – основа, первоначало) – это важнейшие требования к организации процесса обучения.
В общем виде выделяют следующие принципы обучения:
1) наглядности; для осуществления наглядности используют наблюдение реальных предметов и явлений, картин, графиков, рисунков, чертежей, технические средства обучения;
2) сознательности и активности; об осмысленном восприятии знаний говорят возникающие со стороны учеников вопросы;
3) самостоятельности; данный принцип способствует осмысленности изучаемого материала;
4) систематичности и последовательности; при подаче материала должна быть система и логика;
5) доступности; материал должен соответствовать индивидуальным особенностям мыслительной деятельности и памяти учащихся, уровню их подготовки и развития, доступность не означает облегченность обучения;
6) прочности; знания должны быть осмыслены и хорошо сохранены в памяти;
7) развития; обучение способствует самореализации и самоактуализации ученика;
8) проведения на оптимальном уровне; предполагает использование в конкретных условиях наиболее эффективных и качественных решений учебно-воспитательного процесса при минимально необходимых затратах времени и усилий со стороны учащихся и учителя.
Метод обучения (греч. methodos – исследование, способ) – это упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей, при котором способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учеников взаимосвязаны и находятся во взаимодействии.
Метод обучения – это способ работы учителя и ученика по овладению знаниями, умениями, навыками, выработке мировоззрения, развитию способностей и задатков. Метод обучения характеризует содержательно-процессуальную сторону обучения. Прием обучения является составной частью или отдельной стороной метода.
Классификация методов обучения:
1. По источникам передачи и характеру восприятия изучаемого материала (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант):
– словесные;
– наглядные;
– практические.
2. В зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по освоению изучаемого материала (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер):
– объяснительно-иллюстративные;
– репродуктивные;
– поисковые;
– частично поисковые.
3. В соответствии с характером учебной работы (И. Ф. Харламов):
– методы устного изложения знаний учеником;
– методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и освоению нового материала;
– методы учебной работы по усвоению изучаемого материала, его применению на практике, дальнейшему повторению, систематизации и обобщению знаний;
– методы проверки и оценки знаний учащегося.
4. Как способы упорядоченной учебной деятельности (М. А. Данилов, Б. П. Есипов):
– методы приобретения новых знаний;
– методы формирования умений и навыков, применения знаний на практике;
– методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
5. По уровню активности учащихся (Е. Я. Голант):
– пассивные методы;
– активные методы.
Пассивные методы обучения предполагают пассивность ученика при получении информации (ее прослушивание или просматривание) и активность учителя при передаче информации (лекция, объяснение, демонстрация).
Активные методы обучения предусматривают активность ученика при получении информации и пассивность учителя при ее передаче.
К активным методам обучения обычно относят проблемное, программированное, адаптивное, модульное, суггетивное обучение, деловые игры. (Н. В. Басова). Активные методы обучения условно объединяют в три основных блока:
1. Дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.).
2. Игровые методы (дидактические, ролевые, деловые игры, игровая психотерапия, поведенческое научение).
3. Социально-психологическое обучение (тренинги уверенности в себе, коммуникативности, сензитивности и др.).
Активные методы обучения существенно расширяют разнообразие способов воздействия на учащегося, позволяют глубже контролировать знания, ведут к освобождению времени учителя, упрощают все формы обратной связи учителя с аудиторией, строят учебный процесс с учетом исходного уровня знаний ученика и его типологических особенностей. Активные методы обучения становятся наиболее продуктивными, если используют жизненный и профессиональный опыт и возрастные особенности психики ученика.
Формы обучения охватывают целую совокупность методов и придают учебному процессу определенную завершенность. По отношению к методам учебной работы формы обучения являются образованием более общего плана.
Различаются следующие формы работы:
1. Фронтальная, предполагающая односторонний или двусторонний процесс обмена знаний между преподавателем и группой учеников. Этот процесс будет односторонним, если активную роль в нем играет только преподаватель (например, лекция), и двусторонним, в том случае если активную роль играет и ученик.
2. Индивидуальная, предполагающая работу преподавателя персонально с учеником, может быть также односторонней и двусторонней.
3. Непосредственная, предполагающая прямое взаимодействие и личный контакт преподавателя и учащихся без использования каких-либо приспособлений или технических средств.
4. Опосредованная – взаимодействие учащихся и учителя при помощи технических приспособлений: аудио-, видеотехники, компьютера.
В зависимости от проделанной учебной работы знания ученика могут находиться:
1) на уровне представлений – ученик усваивает факты и внешние признаки явлений, но не осмысливает их сущности;
2) на уровне понимания – ученик осмыслил причины и следствия изучаемых явлений, но не в состоянии их воспроизвести;
3) на уровне хорошо усвоенных фактов, понятий и мировоззренческих идей – ученик свободно рассуждает на заданную тему.