Тема 18. Характеристика конфликта
Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – это вид взаимодействия (межличностного или межгруппового), в основе которого лежит объективное противоречие целей, интересов, мнений участников. Во многих конфликтах содержится лишь небольшое ядро подлинно несовместимых целей, главная проблема конфликта – искаженное восприятие мотивов и целей партнера по общению.
Развитие конфликта (динамика) происходит в следующей последовательности:
1) возникновение объективной конфликтной ситуации;
2) осознание данной ситуации как конфликтной одним из участников;
3) проявление конфликтного поведения (инцидент);
4) исход конфликта.
Формулу конфликта можно представить:
конфликт (К) = конфликтная ситуация (КС) + конфликтное поведение (КП).
Выделяют (Х. Корнелиус, Ш. Фейр) следующие сигналы конфликта, которые можно рассматривать как форму инцидента:
– кризис – временный или окончательный разрыв отношений;
– напряжение – негативные установки и предвзятые мнения, искажающие восприятие слов и поступков партнера;
– недоразумение – ложные выводы, которые возникают при отсутствии взаимопонимания;
– дискомфорт – интуитивное ощущение неудобства, часто на физиологическом уровне;
– стычки и ссоры – действия участников, сигнализирующие о существовании конфликта.
Причинами конфликтных ситуаций могут быть:
1) информация: неполная, искаженная информация, обнародование нежелательной информации, слухи, разночтения одной и той же информации;
2) ценности: культурные, религиозные ценности, убеждения, недостаток общей культуры и культуры общения;
3) структура отношений: нарушение порядка соподчинения, нечеткое распределение прав и обязанностей, нерациональность структуры управления, несовершенная система учета труда;
4) эмоциональность отношений: неудовлетворенность сторонами отношениями друг с другом, негативные приемы контактов, манипуляции в общении;
5) поведение: психологические характеристики, вызывающие эмоциональный протест у партнера, различия партнеров в тактиках поведения, психологическая несовместимость партнеров.
Пониманию природы конфликтов способствует их классификация:
1) по направленности коммуникаций, осуществляемых в момент конфликта, выделяют: горизонтальные, вертикальные, смешанные конфликты;
2) по уровням конфликты могут быть: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые;
3) исходя из процесса развития конфликты могут быть: стихийные и запланированные;
4) исходя из функционального анализа классификацию конфликтов строят по принципу «целесообразность – нецелесообразность». Следовательно, конфликты делятся на:
– конструктивные (созидательные, предметные, реалистические);
– деструктивные (разрушительные, беспредметные, нереалистические).
Конструктивный конфликт характеризуется тем, что оба оппонента осознают цель, предмет и средства совместной деятельности, правильно оценивают свои возможности и свое состояние, способны на правильную оценку состояния и реакций партнера. Конфликтное поведение выступает как средство достижения какого-то результата. Конструктивный конфликт помогает выявить проблему и различные точки зрения на нее, разные подходы к устранению. Такой конфликт несет положительный заряд, способствует принятию оптимального решения, повышению эффективности деятельности.
Деструктивный конфликт характеризуется тем, что конфликтное поведение выступает как самоцель, как способ снятия напряжения, причина конфликта чаще всего отсутствует или оторвана от самого конфликта. Характерна эскалация конфликта по всем направлениям: вовлекаются другие участники, растут затраты сторон, интенсифицируются отрицательные взаимоотношения между сторонами. Такой конфликт несет отрицательный потенциал, совместная деятельность становится невозможной.
Выделяют (метод Томаса – Килменна) пять основных типов поведения в конфликте, определяющих соответствующие стили разрешения конфликта. Тип поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой партнеры хотят удовлетворить собственные интересы и интересы другой стороны. Графически это выглядит так (схема 16):
Степень
желания
|
|
собственный
|
|
|
Степень желания удовлетворить интерес другой стороны
Схема 16
Стиль конкуренции эффективен в том случае, когда одна сторона обладает определенной властью, авторитетом, уверена в правильности своих аргументов, имеет возможность настаивать на них.
Стиль приспособления используется в том случае, когда одна из сторон не имеет власти и авторитета и осознает, что исход дела чрезвычайно важен для нее, желает сохранить мир и добрые отношения со своим партнером.
Стиль сотрудничества наблюдается в тех случаях, когда у сторон тесные длительные взаимоотношения, есть время работать над проблемой, обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать другую сторону, обе стороны обладают равной властью и авторитетом.
Стиль компромисса эффективен тогда, когда стороны хотят прийти к решению быстро, их может устроить временное решение, стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой, обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы, стороны хотят сохранить взаимоотношения.
Управление конфликтом– это конструктивизация конфликта. Избежать конфликтов невозможно, но возможно выбрать эффективную стратегию разрешения.
Стратегия предотвращения конфликта предполагает воздействие на потенциальный конфликт до возникновения КП. К = КС. В этом случае устраняется реальный предмет конфликта.
Стратегия подавления конфликта применяется по отношению к конфликтам деструктивным, воздействуя на КП. К = КП. Осуществлять эту стратегию можно: 1) сокращением числа конфликтующих; 2) разработкой правил, упорядочивающих взаимоотношения конфликтующих; 3) препятствием непосредственному взаимодействию конфликтующих.
Стратегия отсрочки помогает лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения. К = КС + КП. Вначале работают с КП, изменяя отношение конфликтующих друг к другу, а затем с КС, разрешая ее.
Стратегия разрешения конфликта предполагает: 1) устранение объективных причин, приведших к конфликту, 2) улаживание испортившихся отношений между конфликтующими сторонами. Для получения взаимовыгодного решения конфликта чаще всего пользуются услугами медиатора (посредника), помогающего увидеть противоборствующим сторонам проблему глазами противника, удовлетворить основные интересы каждой стороны и добиться уступок в некоторых вопросах.
Модель разрешения конфликтов:
1) контролирование эмоций;
2) установление основных правил переговоров;
3) выяснение позиций;
4) определение скрытых нужд и интересов;
5) выдвижение альтернативных вариантов;
6) согласие по наилучшим взаимовыгодным вариантам.
Существуют специфические личностные особенности, которые являются субъективными предпосылками конфликтов.
Типология конфликтных личностей (С. М. Бородкин, Н. М. Коряк):
1) демонстративный тип;
2) ригидный тип;
3) неуправляемый тип;
4) сверхточный тип;
5) бесконфликтный тип;
6) целенаправленно конфликтный тип.
Раздел IV. Психологические аспекты
современной педагогики