Тема 10. Понятие личности и ее развития
Понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается другими науками, например, философией, социологией, педагогикой. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями. Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. В содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, определяющие значимые в отношении других людей поступки. К числу личностных качеств не принято относить особенности фенотипической и физиологической организации человека, уровень развития его познавательных процессов.
Б. Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект, личность и индивидуальность (схема 3).
Индивид – это человек как природное существо, представитель Homo sapiens, имеющий конкретную биологическую сущность.
Субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Личность – это субъект, включенный в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего им приобретаются особые социальные качества.
Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.
Личность(англ. personaliti, лат. persona – маска) – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Критерии сформировавшейся личности (Л. И. Божович):
1) в мотивах человека существует иерархия, т.е. он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради социально значимых мотивов (обычно дошкольный возраст);
2) человек способен к сознательному руководству собственным поведением, т.е. к сознательному соподчинению мотивов, осуществляемому на основе осознанных мотивов-целей и принципов. (этот критерий предполагает способность человека отвечать за свои поступки, обычно возраст около 18 лет).
Согласно взгляду отечественной психологии (Б. Г. Ананьев), личность формируется путем присвоения или усвоения индивидом общественно выработанного опыта: систем представлений о нормах и ценностях жизни человека. Потребности и мотивы человека, а также их соподчинения возникают в процессе переживания или проживания возникающих ситуаций.
Механизмы формирования личности (по Ю. Б. Гиппенрейтер):
1. Механизм сдвига мотива на цель. Данный механизм проявляется в том, что на первых порах человек (ребенок) выполняет требуемое действие (цель) ради общения со значимым взрослым (мотив). Со временем на это действие «проецируется» все большее количество положительных переживаний, и вместе с их аккумуляцией правильное действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом). Таким образом, тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив, происходит сдвиг мотива на цель.
2. Механизм идентификации. Этот механизм обусловливает формирование личности во внешнем пространстве общественных отношений, проявляясь в уподоблении ребенком себя значимому другому как образцу поведения. Характерная особенность процесса идентификации в том, что он происходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка и не контролируется в полной мере родителями.
3. Механизм принятия и освоения социальных ролей. Данный механизм во многом сходен с механизмом идентификации, отличаясь от него значительно большей обобщенностью и часто персонализацией осваиваемого эталона. Этот механизм описывается при помощи понятий «социальная позиция» и «социальная роль».
Социальная позиция – это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям, характеризуемое совокупностью прав и обязанностей.
Социальная роль – это совокупность действий, осуществляемых человеком и ожидаемых от него другими. В ходе освоения и выполнения социальных ролей появляются новые мотивы, происходит их соподчинение, видоизменяется система взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
При рассмотрении вопроса формирования личности как в отечественной, так и зарубежной психологии пользуются понятием «развитие личности».
Развитие – это процесс закономерного необратимого направленного изменения (во времени), перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от простого к сложному, от низшего к высшему. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры. Различают две формы развития:
– эволюционную, связанную с количественными изменениями объекта;
– революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта.
Концепция развития личности фокусируется на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости и старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в любой теории личности. Теории личности расходятся в том, какое значение в них придается вопросам развития и изменения в течение жизни; в описании факторов, ответственных за каждодневное развитие, а также в признании относительной роли генетических и средовых факторов, влияющих на развитие личности.
Развитие личности – процесс формирования человеком собственной природы, присвоения и созидания им предметов культуры, обретения круга значимых других, проявления себя перед самим собой.
Предметом изучения психологии личности являются внутренние закономерности, которые определяют все внешние проявления человека. Изучение детерминант поведения неизбежно ставит вопрос о структуре личности, что, в свою очередь, предполагает выделение элементов, ее составляющих, исследование свойств каждого из них и характера взаимосвязей между элементами, образующими структуру как целое. Современные теории личности характеризуются большим разнообразием как элементов, входящих в структуру личности, так и системообразующих факторов, объединяющих элементы в систему.
Структура личности–это относительно неизменные индивидуально-психологические характеристики, демонстрируемые человеком в различных обстоятельствах и в различное время.
Наиболее подробно проблема структуры личности отражена в работах К. К. Платонова. Согласно его концепции:
1) низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента;
2) второй уровень личности включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека (мышления, памяти, внимания и т.д.), зависящие как от врожденных факторов, так и от приобретенных, т.е. от тренировки, развития, совершенствования этих качеств;
3) третьим уровнем развития личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки; эта подструктура имеет социальный характер;
4) высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды и убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки; данная подструктура формируется под влиянием воспитания и наиболее полно отражает идеологию общества, в которое человек включен.
С. Л. Рубинштейн различал в структуре личности: направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Н. А. Леонтьев считал, что личность – это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в структуру личности, а являются условием формирования направленности и воли, составляющих ядро личности. Структура личности может рассматриваться как набор определенных черт личности – устойчивых качеств (Р. Кеттел); как набор стилевых характеристик, отражающих особенности межличностного взаимодействия (Х. Гуф); как модель личностных предпочтений, отражающая уровень психосексуального развития личности (М. Крут); может быть описана при помощи биологически ориентированных показателей (Г. Айзенк и М. Айзенк, М. Заккерман).
Проблема структуры личности, природа ее организации и влияние на функционирование индивида является ключевым компонентом во всех теориях личности.