Тема 3. Ощущение и восприятие

Ощущение – психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Ощущение является основным условием психического развития человека и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор (схема 4).

 
  Тема 3. Ощущение и восприятие - student2.ru

Схема 4

Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало раздражения заключается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. Этот процесс от рецептора по нервным окончаниям (центростремительным и центробежным) достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение, человек ощущает звук, свет, вкус и другие качества раздражителей.

Тема 3. Ощущение и восприятие - student2.ru Тема 3. Ощущение и восприятие - student2.ru Ощущение есть превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Ощущения человека – это продукт его исторического развития. Ощущения являются не только источником знаний человека о мире, но и его чувств и эмоций.

Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы стимул достиг определенной величины, называемой пороговой.

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность – способность ощущать слабые раздражителии чувствительность к различению – способность ощущать слабые различия между раздражителями (схема 5).

 
  Тема 3. Ощущение и восприятие - student2.ru

[Sнп; Sвп] – зона адекватного

отражения организмом

воздействующих раздражителей.

Схема 5

Sнп – стимул нижнего порога чувствительности – значение стимула, при котором происходит переход от не воспринимаемых стимулов к воспринимаемым, т.е.минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение;

Sвп – стимул верхнего порога чувствительности – значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно, болевой порог.

Для каждого вида ощущений существуют свои абсолютные пороги. Порог чувствительности можно формировать.

Абсолютный порог – это такое значение величины стимула, который разделяет между собой стимулы на: в основном не воспринимаемые и в основном воспринимаемые.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, то классификации ощущениймогутисходить из свойств как раздражителей, которые их вызывают, так и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители.

Классификация ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов (систематическая классификация ощущений Ч. Шеррингтона):

1. Экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела, которые в свою очередь делятся на: контактные, передающие раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами (например, вкусовые, тактильные, температурные); дистантные, в которых рецепторы реагируют на раздражения, исходящие из удаленного от них объекта (например, зрительные, слуховые).

2. Интероцептивные ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов.

3. Проприоцептивные ощущения, передающие информацию о положении тела человека в пространстве, обеспечивающие регуляцию его движений; рецепторы находятся в мышцах и суставах.

Классификация ощущений по характеру отражения адекватных раздражителей:

1. Зрительные ощущения, адекватным возбудителем которых является электромагнитное излучение, имеющее значение в диапазоне от 380 до 770 микрон, которое трансформируется в зрительном анализаторе в нервный процесс, порождающий зрительные ощущения.

2. Слуховые ощущения, являющиеся отражением воздействия на рецепторы звуковых волн с частотой колебания от 16 до 20 000 Гц, воспринимаемые человеком как звуки.

3. Тактильные ощущения (осязание), вызываемые действием механических раздражителей на поверхность кожи (могут быть вкусовые, обонятельные, вибрационные).

Ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Качественные свойства ощущений:

1. Качество – это информационная характеристика ощущений, характеризующая основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.

2. Интенсивность – энергетическая или количественная характеристика ощущений, определяемая силой действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.

3. Длительность – временная характеристика, определяемая временем действия раздражителя.

4. Пространственная локализация раздражителя – характеристика, позволяющая сделать анализ о локализации раздражителя в пространстве, например, ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Специфические свойства ощущений:

1. Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (возможность расширения или изменение порогов); к сенсибилизации приводят: необходимость компенсации сенсорных дефектов, содержание деятельности и специфические требования профессии, употребление наркотиков, алкоголь.

2. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора, например, под воздействием звуковых раздражителей у человека возникают зрительные ощущения (галлюцинации).

3. Сенсорная адаптация – изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Например, при воздействии сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей чувствительность увеличивается.

Реальные процессы отражения внешнего мира – ощущения – всегда выходят за пределы элементарных форм. Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Основным отличием восприятия от ощущения является возможность отображения объекта реального мира в совокупности всех его свойств. В результате восприятия складывается образ, включающий синтез различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых сознанием предмету, явлению, процессу. Формирование образа предполагает взаимодействие и скоординированную, целостную работу нескольких анализаторов одновременно.

Восприятие – это психический процесс осмысленного отражения предметов, явлений, ситуаций в виде конкретного целостного образа, возникающий при непосредственном воздействии множества физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

В физиологической основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Различают процесс и результат восприятия. Процесс восприятия – это воспринимание, результат – восприятие.

С практической точки зрения, главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесении их к той или иной категории. Образы объектов могут быть познавательными и опознавательными. Каждый предмет (целое) распознается по только ему присущим опознавательным признакам (частям), и для узнавания предмета не обязательно воспринимать все его отдельные части.

Любое плоскостное (двухмерное) изображение при восприятии расслаивается на фигуру и фон. Соотношение фигуры и фона – динамическое, т.е. при длительном восприятии фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперед, богаче и ярче по содержанию относительно фона. Человек мысленно работает всегда с фигурой.

В зависимости от того, какой из анализаторов (или какая модальность) работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки о свойствах соответствующего предмета, разделяют следующие виды восприятия:

1) зрительное;

2) слуховое;

3) осязательное;

4) кинестетическое;

5) обонятельное;

6) вкусовое.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют:

1) восприятие пространства;

2) восприятие времени;

3) восприятие движения.

Существует множество феноменов, связанных с восприятием пространства, времени и движения. Явление ошибочного или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Например, восприятие времени зависит от его заполненности и незаполненности. Субъективное восприятие времени зависит от возраста.

ΔQ х T = const – с увеличением возраста субъективное время уменьшается,

ΔQ – субъективное время;

T – возраст.

К основным свойствам восприятия относят:

1. Предметность – способность отражать объекты и явления реального мира в форме конкретных предметов, а не в виде набора не связанных друг с другом ощущений. Решающую роль здесь играют осязание и движение. Обычно человек определяет предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как он их употребляет и использует. С предметностью восприятия связано выделение фигуры из фона.

2. Целостность – способность обобщать информацию, получаемую в виде различных ощущений, об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие целого зависит от восприятия его отдельных частей (трансформация изображения «Портрет молодой женщины и старухи»). При неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. На целостность восприятия влияют индивидуальные особенности человека, предшествующий опыт и установка.

3. Структурность (осмысленность) – способность восприятия доводить до сознания человека структуру предмета или явления реального мира. Свойство характеризует личностный уровень воспринятого и позволяет человеку осуществлять динамический поиск наилучшей интерпретации имеющихся данных. На уровне ощущений получаемая информация конкретна, тогда как на уровне интерпретации она, как правило, абстрактна. Существует дихотомия между сенсорным опытом и его когнитивной интерпретацией (иллюзия Мюллера).

4. Константность – возможность сохранять неизменными свойства предмета независимо от условий его восприятия. Данное свойство выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности, неизменности видимого цвета при изменении освещения, неизменности восприятия формы при изменении положения по отношению к линии взора.

5. Аккомодация (лат. akkomodatio – приспособление) – перестройка механизмов восприятия таким образом, чтобы новая информация, недостаточно согласованная с органами чувств, была усвоена, т.е. изменение органов чувств.

6. Апперцепция (лат. apрerceptio – восприятие) – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. Предшествующие знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия, установки и эмоции могут изменять содержание восприятия. Содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей, мотивами его деятельности, его интересами и направленностью.

Тема 4. Внимание

Проблема определения понятия «внимание» порождает наибольшее количество дискуссий в современной психологии. Один из наиболее важных моментов обсуждения: является ли внимание самостоятельным процессом или стороной любой психической деятельности.

Внимание можно определить:

– как динамическую характеристику протекания познавательной деятельности (С. Л. Рубинштейн);

– как фильтрацию или селекцию информации (Д. Бродбент, Э. Трейсман);

– как концентрацию умственного усилия на сенсорных или мыслительных событиях (Р. Л. Солсо).

Внимание – это избирательная направленность сознания субъекта на объект, ее сохранение и поддержание в течение определенного периода времени; это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой; это ограничение поля восприятия.

Внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собой мозговых структур и включено во все психические процессы, выступая как их необходимый момент. Внимание необходимо рассматривать как компонент сознания.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет различные функции:

1) активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;

2) способствует организованному и целенаправленному отбору информации в соответствии с его актуальными потребностями;

3) сохраняет избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности;

4) обеспечивает направленность и избирательность познавательных процессов (определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности);

5) позволяет быстро ориентироваться в окружающей действительности (обеспечивает ориентировочный рефлекс).

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания.

Виды внимания по характеру участия воли в данном процессе:

1. Непроизвольное внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека возникает и поддерживается независимо от сознания человека (деятельность захватывает человека сама по себе).

Причины непроизвольного внимания:

а) характер раздражителя: его сила и интенсивность;

б) качество раздражителя: его занимательность, увлекательность, новизна;

в) длительность раздражителя: его прерывистость (прекращение);

г) соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию (потребностям) человека;

д) направленность личности и влияние прежнего опыта (знаний и представлений о реальности, навыков и привычек).

2. Произвольное внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека возникает и поддерживается под влиянием принятых решений и поставленных сознательных целей. Это внимание есть проявление воли человека. Произвольное внимание возникает в процессе сознательной деятельности. В случае произвольного внимания человек осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из мотивов, направляя свое внимание на удовлетворение другого.

3. Послепроизвольное внимание – это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий. Послепроизвольное внимание связано, с одной стороны, с сознательными усилиями и поддерживается сознательными интересами, с другой стороны, оно не имеет волевых усилий.

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный процесс:

1. Объем внимания – количество единиц информации, одновременно находящихся в сфере сознания человека; численная характеристика среднего объема внимания человека выражается законом «7±2».

2. Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени удерживать внимание на каком-либо объекте или предмете деятельности.

Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность придать предмету (явлению) реальное значение или обнаружить его новое содержание; устойчивость внимания может определяться различными причинами: индивидуальными физиологическими особенностями личности, психическим состоянием, внешними обстоятельствами, качеством изучаемого предмета.

3. Концентрация внимания – степень или интенсивность сосредоточенности внимания на одних объектах и его отвлеченности от других.

4. Переключаемость внимания –способность быстро сознательно переходить от одной деятельности к другой или с одного объекта на другой (произвольно, непроизвольно); переключаемость означает способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации.

5. Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой; возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью, способствует временному отдыху организма (анализатора), сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

6. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, выполняя параллельно несколько видов деятельности или несколько различных действий. Распределение внимания осуществляется за счет переключаемости внимания и выполнимо при условии, если выполняемые действия уже знакомы человеку и хотя бы одно из них автоматизировано.

Тема 5. Память

Психическое развитие человека возможно потому, что он сохраняет приобретенный опыт и знания.

Память –это психический процесс получения, хранения и воспроизведения человеком жизненного опыта.

Память – это одновременно психофизиологический и культурный процесс. Перед психологической наукой стоит ряд вопросов, связанных с изучением процессов памяти:

– каковы физиологические механизмы этого процесса;

– какие условия содействуют запечатлению информации;

– какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Тема 3. Ощущение и восприятие - student2.ru Существует несколько подходов к классификации памяти (схема 6)

Схема 6

I. Классификация памяти по времени сохранения материала:

1. Мгновенная (иконическая, эхоическая) память – это вид памяти, связаный с удержанием информации, воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было ее переработки; ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. Мгновенная память представляет собой остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.

2. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся сохранением воспринимаемой информации без ее повторения в течение (в среднем) 20 секунд. Кратковременная память сохраняет обобщенный образ воспринятого и работает без предварительной сознательной установки на запоминание. Кратковременная память связана с таким понятием, как объем кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти – показатель, характеризующий способность механически (т.е. без использования специальных приемов) запоминать и воспроизводить определенное количество единиц информации после ее однократного предъявления. Объем кратковременной памяти описывается законом Дж. Миллера и равен 7±2. В случае, если человеку предъявляют цифры, то он запоминает из них 8, если буквы – 7, если слоги – 6, если слова – 5, если предложения, состоящие из 2 слов, – 4. Объем кратковременной памяти индивидуален, зависит от природной памяти человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.

Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека: сохраняется та информация, которая осознается и соотносится с актуальными потребностями и интересами человека. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство памяти, как замещение – способность вытеснять вновь поступающей информацией хранящуюся там при переполнении индивидуального ограниченного объема кратковременной памяти. При этом, как правило, остается информация, поступившая в начале и в конце, т.е. наблюдается так называемый эффект края.

3. Оперативная память – вид памяти, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и рассчитанный на хранение информации в течение заранее заданного определенного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней или месяцев. Срок хранения информации определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на ее решение.

4. Долговременная память – это вид памяти, обеспечивающий хранение информации в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. Долговременная память хранит фактическую информацию (всевозможные законы, понятия, определения) и эпизодическую (историческую, ситуации, происходившие в данном промежутке времени с конкретным человеком).

В долговременную память может проникнуть и надолго сохраниться лишь та информация, которая была в кратковременной памяти. Для этого необходимо, чтобы с ней была произведена работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Одна из концепций, описывающая совместную взаимосвязанную деятельность кратковременной и долговременной памяти, разработана американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифриным (схема 7).

           
    Тема 3. Ощущение и восприятие - student2.ru Тема 3. Ощущение и восприятие - student2.ru Тема 3. Ощущение и восприятие - student2.ru
     
  долговременная память
  Тема 3. Ощущение и восприятие - student2.ru
 
 

Схема 7

Долговременная память обычно начинает функционировать не сразу после того как человек воспринял и запомнил данный материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с процесса запоминания на процесс воспроизведения. Это свойство долговременной памяти называется реминисценцией – улучшением со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных повторений. Обычно реминисценция происходит на второй, третий день после заучивания материала.

Забывание (невозможно восстановить ранее вопринятую информацию) протекает во времени неправомерно. Опыты Г. Эббингауза показали, что наибольшая потеря информации происходит сразу же после ее получения, а в дальнейшем забывание идет медленнее (схема 8).

 
  Тема 3. Ощущение и восприятие - student2.ru

Тема 3. Ощущение и восприятие - student2.ru 100

%

Тема 3. Ощущение и восприятие - student2.ru 42

Тема 3. Ощущение и восприятие - student2.ru 20

Тема 3. Ощущение и восприятие - student2.ru

1ч 9ч 24ч 48ч

Схема 8

Мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Это явление носит название эффект Зейгарник – способность человека непроизвольно удерживать в своей памяти и в первую очередь воспроизводить то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне удовлетворенным потребностям. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания.

5. Генетическая память – вид памяти, позволяющий хранить информацию в генотипе, передавая и воспроизводя ее по наследству. У человека данный вид памяти слабо выражен. Генетическая память человека – единственный вид памяти, на который невозможно оказывать влияние через обучение.

II. Классификация памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатору:

1. Зрительная память – память, связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью обладают люди с развитым воображением. То, что человек зрительно может себе представить, как правило, легче запоминается и воспроизводится.

2. Слуховая память – это память, связанная с запоминанием и точным воспроизведением различных звуков (музыкальных, речевых). Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая память, которая выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей.

3. Двигательная память – это память, связанная с запоминанием и сохранением, а при необходимости и воспроизведением с достаточной точностью многообразных сложных движений. Данный вид памяти участвует в формировании спортивных, художественных, трудовых умений и навыков.

4. Эмоциональная память – память, заключающаяся в способности запоминать и воспроизводить чувства и переживания. Эмоциональная память участвует в работе всех видов памяти, особенно проявляясь в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания информации: то, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается им без труда и на длительный срок.

В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют у человека в процессах запоминания и воспроизведения информации, выделяют индивидуальный тип памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. «Чистые» типы памяти, в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных, крайне редки. Наибольшего развития у человека достигают те типы памяти, которые чаще всего им используются в профессиональной деятельности.

III. Классификация памяти по характеру участия воли в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:

1. Произвольная память – память, предполагающая постановку задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

2. Непроизвольная память – память, предполагающая запоминание и воспроизведение, осуществляемое автоматически без волевых усилий, без постановки специальных мнемических задач. Непроизвольное запоминание во многих случаях превосходит произвольное. Лучше непроизвольно запоминается информация, выступающая в качестве цели осуществления деятельности, связанная с умственной или практической работой человека, и имеющая для него большое значение.

IV. Классификация памяти по способу запоминания:

1. Произвольная память – память, связанная с волевым контролем запоминания.

2. Логическая память – память, связанная с использованием логики, смысловых значений и связей.

3. Опосредованная память – память, связанная с использованием разнообразных средств запоминания (в т.ч. мнемонические приемы).

С раннего детства процесс развития памяти идет по следующим этапам:

1) механическая память постепенно дополняется и замещается логической;

2) непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активными и осознанными приемами для запоминания и воспроизведения различной информации;

3) непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Мнемотехника (мнемоника) (греч. mneme – память, techne – искусство, mnemonikon – искусство запоминания; Мнемосина (Мнемозина) – богиня памяти в греческой мифологии) – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем воспроизводимого материала путем образования искусственных ассоциаций.

При запоминании информации следует помнить, что:

1) сравнительно простые события в жизни, произведшие сильные впечатления на человека, запоминаются прочно и надолго;

2) чем больше умственных усилий прилагает человек для запоминания чего-либо, тем легче оно затем воспроизводится;

3) положительные эмоции, как правило, способствуют запоминанию и воспроизведению, а отрицательные – препятствуют;

4) привычка к осмысленному воспроизведению способствует запоминанию и воспроизведению;

5) большую роль в запоминании и воспроизведении играет повторение, которое лучше распределить во времени таким образом, чтобы на начало и конец приходилось больше повторений, чем на середину;

6) для лучшего запоминания материала рекомендуют повторять его перед сном.

Тема 6. Мышление

Для того чтобы человек мог жить и трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Предвидение предполагает обобщение единичных предметов и фактов и способность из этих обобщений делать определенный вывод. Этот многоступенчатый процесс – от единичного к общему и от общего к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению. Мышления как отдельного психического процесса не существует, мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятия, внимания, памяти, выходя за их пределы. Мышление преимущественно выполняет функцию отражения, хотя присутствует и функция регулирования. Мышление теснейшим образом связано с действием. Действие – первичная форма существования мышления. Мышление зародилось как практическая операция и лишь впоследствии выделилось в теоретическую деятельность. Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.

Мышление –это психический процесс обобщенного опосредованного отражения существующих отношений и связей в объективной действительности и порождения на его основе нового знания.

Особенность процесса мышления состоит в том, что он всегда связан с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление начинается там, где оказывается недостаточным чувственное познание. Процесс мышления предназначен для того, чтобы вывести человека за рамки его прошлого опыта.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических признаков:

– обобщенное отражение действительности;

– опосредованное познание объективной реальности;

– решение задачи, возникшей в процессе познания или практической деятельности, которое и является целью мышления;

– неразрывная связь с речью.

Чаще всего мышление подразделяют на: теоретическое и практическое (схема 9).

 
  Тема 3. Ощущение и восприятие - student2.ru

Схема 9

Теоретическое понятийное мышление – это вид мышления, использующий определенные понятия. Понятийное мышление характерно для научных исследований теоретического характера. Данный вид мышления позволяет человеку решать задачи, не обращаясь непосредственно к опытному материалу в действительности, используя готовые знания других людей, выраженные в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Теоретическое образное мышление – это вид мышления, использующий образы. Образное мышление отличается от понятийного тем, что используемым материалом являются образы, извлекаемые человеком непосредственно из памяти или воссоздаваемые воображением. Такое мышление характерно для людей творческих профессий: актеров, литераторов.

Практическое наглядно-образное мышление – это вид мышления, осуществляемый непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Необходимые образы для данного вида мышления представлены в кратковременной и оперативной памяти. Наглядно-образное мышление присуще дизайнерам, художникам, руководителям.

Практическое наглядно-действенное мышление – это вид мышления, заключающийся в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой человеком с реальными предметами. Данный вид мышления представлен у людей рабочих профессий, занятых производственным трудом.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются в том, как у них складывается соотношение перечисленных видов мышления.

Мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Мыслительные действия обладают обратимостью.

К основным видам умственных операций относятся: анализ и синтез, сравнение, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.

Анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Анализ помогает человеку понять структуру того, что он воспринимает.

Синтез – это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений.

В каждом акте мышления доминируют либо анализ, либо синтез, которые всегда взаимосвязаны, и единство между ними выступает в процессе сравнения. Всякое сравнение начинается с сопоставления (синтеза), затем происходит анализ сравниваемых явлений, выделение в них общего и различного, таким образом сравнение ведет к обобщению. Закономерности анализа, синтеза и обобщения есть основные специфические закономерности мышления.

Сравнение – это операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Операцию сравнения можно осуществлять двумя путями: непосредственно и опосредованно. Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения.

Абстракция – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. С помощью абстракции человек может выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой информации, т.е. абстрагироваться от других признаков получаемой им информации. Сформированные человечеством конкретные понятия в дальнейшем используются отдельным человеком при образовании и усвоении абстрактных понятий, например, таких как: «твердость», «яркость», «мудрость», «добро» и т. д.

Конкретизация – это представление чего-то единичного, что соответствует тому или иному понятию или положению. Конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего.

Индукция – это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Для осуществления правильного индуктивного умозаключения важно знать, от каких свойств или качеств предмета зависит наблюдаемый факт или явление, и установить, меняется ли это свойство или качество в наблюдаемых единичных случаях.

Дедукция – это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Благодаря дедукции человек может использовать знание общих закономерностей для предвидения конкретных фактов.

Мыслительный процесс –это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенапра

Наши рекомендации