Основы психологии и педагогики

А. И. СКРИННИК

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Краткий курс лекций

МИНСК 2002

УДК

ББК

С

Рекомендовано к изданию

Редакционно-издательским советом

Рецензент – Л. А. Пергаменщик, доктор психологических наук

  С 00 Скринник А. И. Основы психологии и педагогики: Краткий курс лекций. Минск: МИТСО, 2002. --- с.   ISBN   Пособие представляет собой конспект лекций по курсу «Основы психологии и педагогики». В тексты лекций включен как теоретический, так и практический материал в соответствии с учебной программой для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования РБ. В пособии отражены разнообразные подходы, тенденции, модели в психологической и педагогической науке и практике, рассматриваются точки зрения различных авторов, что дает возможность студенту охватить большой объем материала. Предназначено для студентов непедагогических вузов, а также аспирантов и преподавателей.  

УДК

ББК

ISBN © А.И. Скринник, 2002

Введение

Концептуальные основы преподавания
курса «Основы психологии и педагогики»

Существующая действительность ставит перед человеком массу проблем, как профессиональных, так и личных. Многие из людей остро ощущают неэффективность своей жизни, бессмысленность своего существования. Все больше внимание людей привлекают науки, связанные с человеком. Популярность психологии и педагогики в учебных заведениях выросла за последние годы в силу того, что студенты пытаются найти в данных предметах теории и перспективы, которые помогли бы приспособиться к сегодняшнему обществу, найти выход из создавшихся противоречивых жизненных ситуаций. Овладение научными знаниями по психологии и педагогике не только количественно увеличивает возможности человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его поведения.

Цели и задачи курса «Основы психологии и педагогики»

Целью курса «Общая психология и педагогика» является обеспечение студентов теоретическими и практическими знаниями в области общей психологии и педагогики, овладение ими системой научных понятий по данной дисциплине, а также формирование свободной личности, владеющей процессами взаимосвязи, взаимопонимания, самовыражения, стремящейся к личностному росту, осознающей свою индивидуальность.

Задачи курса вытекают из практических потребностей студентов в знании данной дисциплины: формирование психологической культуры и компетентности в профессиональной деятельности.

В результате освоения курса студент должен:

1) знать:

– сущность и ключевые категории психологии и педагогики;

– основные закономерности и положения психологии и педагогики;

– направления и принципы практического применения психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности;

2) уметь характеризовать:

– психические состояния, процессы и личностные особенности;

– психологию личности и социальных групп;

– закономерности педагогического процесса;

– основные принципы, формы и методы обучения и воспитания;

3) уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать:

– причины деловых, личностных и межличностных конфликтов и методы их разрешения;

– психологические особенности индивидуального стиля управления;

– педагогический процесс как взаимодействие преподавателя и обучающегося;

– воспитание как процесс социализации личности;

– закономерности и принципы развития творческой индивидуальности;

4) приобрести навыки и качества:

– развития и самосовершенствования интеллектуально-творческих и духовных качеств личности;

– совместной созидательной деятельности;

– конструктивного делового и межличностного общения в коллективе.

Программа курса состоит из четырех разделов. В первом разделе (I) обсуждается проблема развития высших психических процессов и общие этапы их формирования, описание каждого из них – восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций, речи, а также сознания как их синтеза; дается представление об организации психологической защиты человека и способах ее преодоления. Второй раздел (II) включает описание личности и основных составляющих ее биологического фундамента – темперамента, задатков и способностей, определяющих врожденную уникальность человека; возможности формирования отдельных черт и качеств человека, которые складываются в понятие «характер»; раскрывает субъективный мир психики человека и его становление в зависимости от самооценки, уровня притязаний и влияния профессиональных ролей. Третий раздел (III) поднимает вопросы социальной психологии. Четвертый раздел (IV) посвящен психологическим аспектам современной педагогики, включенности психологии в педагогику; рассмотрению средств и методов воздействия на личность, общих принципов дидактики, моделей образования и воспитания на примерах конкретных педагогических школ.

Раздел I. общая психология

Тема 1. Введение в психологию

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyсhe – душа, logos – учение).

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором – для описания поведения и психических особенностей человека или группы людей. Психологию как систему жизненных явлений в определенном смысле знают все. Отличия научных психологических знаний от житейских приведены в табл. 1.

Таблица 1

Схема 1

 
  основы психологии и педагогики - student2.ru

Схема 2

Общие понятия и частные явления, изучаемые в современной психологии, приведены в табл. 2 (Немов Р.С.).

Таблица 2

Примеры общих понятий и частных явлений,

Схема 3

Соответственно, отрасли психологии принято разделять на:

1) базовые (фундаментальные), которые имеют значение для понимания и объяснения поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются;

2) специальные или прикладные, которые исследуют психологию и поведение людей, занятых тем или иным видом конкретной практической или теоретической деятельности (юридическая, медицинская, инженерная, психология управления и т.д.).

Тема 2. Характеристика сознания человека

Понятие «сознание» – одно из наиболее многозначных общепсихологических понятий. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире.

Сознание человека характеризуется:

– активностью – при психическом отражении действительности (познании) происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов;

– интенциональностью – направленностью на конкретный объект;

– рефлексивной способностью – готовностью сознания человека познавать другие психические явления и самого себя; способностью критически оценивать информацию об окружающем мире на основе представлений о себе;

– наличием мотивационно-ценностного аспекта – возможностью формировать поведение,исходя из системы ценностей и установок общества, строить отношения;

– способностью определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели.

Индивидуальное сознание человека имеет социальную природу и формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (со-знание = совместное знание). Таким образом, смыслы и языковые значения оказываются (по А. Н. Леонтьеву) основными образующими сознания.

Сознание –форма обобщенного отражения закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Данная деятельность требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом, предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Функции сознания: отражательная и регулятивная.

Процессы сознания делятся на два класса:

1) происходят сами собой и называются непроизвольными;

2) организуются и направляются субъектом и называются произвольными;

Индивидуальное сознание человека может находиться в различных состояниях:

1) измененного сознания (под действием наркотиков, медитационных техник);

2) генеративного бодрствования (гнев, ярость);

3) активного бодрствовани;

4) пограничного бодрствования (граница между бодрствование и сном);

5) просоночное состояние (граница между сном и бодрствованием);

6) сон со сновидениями;

7) сон без сновидений;

8) состояние утраченного сознания (обморок).

Общая психология изучает психические процессы человека в состоянии его активного бодрствования.

Психологическая характеристика сознания человека включает:

1) ощущение себя познающим субъектом;

2) способность воспринимать и мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими;

3) способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает сам человек, с помощью языка и других знаковых систем;

4) наличие в сознании человека интеллектуальных схем.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им.

Бессознательное (неосознаваемые психические процессы) – это те явления, процессы, свойства, состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, не осознаются (т.е. субъект не отдает себе отчета). Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психологических процессах, свойствах и состояниях (бессознательные: ощущение, память, мышление, мотивация). Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношением к миру, поэтому в бессознательном невозможен контроль и оценка результатов действий. Бессознательное стало предметом психологии по инициативе австрийского психиатра и невропатолога З. Фрейда (1856 – 1939).

Несознаваемые психические процессы можно разделить на три класса:

1. Несознаваемые механизмы сознательных действий:

1) неосознаваемые автоматизмы – действия, совершающиеся без участия сознания (сами собой);

а) автоматические действия (врожденные акты либо формирующиеся очень рано: сосательные и хватательные движения, мигание, ходьба и т.д.);

б) автоматизированные действия или навыки (игра на музыкальных инструментах, речь, умение писать);

2) явления неосознаваемой установки – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагированию в определенном направлении (моторная установка, перцептивная установка);

3) неосознаваемые сопровождения сознательных действий – движения, сопровождающие действия (непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика, пантомимика).

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий:

1) ошибочные действия (оговорки, ошибки, непроизвольное забывание);

2) сновидения;

3) невротические симптомы.

3. Надсознательные процессы – процессы образования интегрального продукта сознательной работы мышления (инсайт, озарение).

Схема 4

Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало раздражения заключается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. Этот процесс от рецептора по нервным окончаниям (центростремительным и центробежным) достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение, человек ощущает звук, свет, вкус и другие качества раздражителей.

основы психологии и педагогики - student2.ru основы психологии и педагогики - student2.ru Ощущение есть превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Ощущения человека – это продукт его исторического развития. Ощущения являются не только источником знаний человека о мире, но и его чувств и эмоций.

Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы стимул достиг определенной величины, называемой пороговой.

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность – способность ощущать слабые раздражителии чувствительность к различению – способность ощущать слабые различия между раздражителями (схема 5).

 
  основы психологии и педагогики - student2.ru

[Sнп; Sвп] – зона адекватного

отражения организмом

воздействующих раздражителей.

Схема 5

Sнп – стимул нижнего порога чувствительности – значение стимула, при котором происходит переход от не воспринимаемых стимулов к воспринимаемым, т.е.минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение;

Sвп – стимул верхнего порога чувствительности – значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно, болевой порог.

Для каждого вида ощущений существуют свои абсолютные пороги. Порог чувствительности можно формировать.

Абсолютный порог – это такое значение величины стимула, который разделяет между собой стимулы на: в основном не воспринимаемые и в основном воспринимаемые.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, то классификации ощущениймогутисходить из свойств как раздражителей, которые их вызывают, так и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители.

Классификация ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов (систематическая классификация ощущений Ч. Шеррингтона):

1. Экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела, которые в свою очередь делятся на: контактные, передающие раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами (например, вкусовые, тактильные, температурные); дистантные, в которых рецепторы реагируют на раздражения, исходящие из удаленного от них объекта (например, зрительные, слуховые).

2. Интероцептивные ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов.

3. Проприоцептивные ощущения, передающие информацию о положении тела человека в пространстве, обеспечивающие регуляцию его движений; рецепторы находятся в мышцах и суставах.

Классификация ощущений по характеру отражения адекватных раздражителей:

1. Зрительные ощущения, адекватным возбудителем которых является электромагнитное излучение, имеющее значение в диапазоне от 380 до 770 микрон, которое трансформируется в зрительном анализаторе в нервный процесс, порождающий зрительные ощущения.

2. Слуховые ощущения, являющиеся отражением воздействия на рецепторы звуковых волн с частотой колебания от 16 до 20 000 Гц, воспринимаемые человеком как звуки.

3. Тактильные ощущения (осязание), вызываемые действием механических раздражителей на поверхность кожи (могут быть вкусовые, обонятельные, вибрационные).

Ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Качественные свойства ощущений:

1. Качество – это информационная характеристика ощущений, характеризующая основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.

2. Интенсивность – энергетическая или количественная характеристика ощущений, определяемая силой действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.

3. Длительность – временная характеристика, определяемая временем действия раздражителя.

4. Пространственная локализация раздражителя – характеристика, позволяющая сделать анализ о локализации раздражителя в пространстве, например, ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Специфические свойства ощущений:

1. Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (возможность расширения или изменение порогов); к сенсибилизации приводят: необходимость компенсации сенсорных дефектов, содержание деятельности и специфические требования профессии, употребление наркотиков, алкоголь.

2. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора, например, под воздействием звуковых раздражителей у человека возникают зрительные ощущения (галлюцинации).

3. Сенсорная адаптация – изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Например, при воздействии сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей чувствительность увеличивается.

Реальные процессы отражения внешнего мира – ощущения – всегда выходят за пределы элементарных форм. Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Основным отличием восприятия от ощущения является возможность отображения объекта реального мира в совокупности всех его свойств. В результате восприятия складывается образ, включающий синтез различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых сознанием предмету, явлению, процессу. Формирование образа предполагает взаимодействие и скоординированную, целостную работу нескольких анализаторов одновременно.

Восприятие – это психический процесс осмысленного отражения предметов, явлений, ситуаций в виде конкретного целостного образа, возникающий при непосредственном воздействии множества физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

В физиологической основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Различают процесс и результат восприятия. Процесс восприятия – это воспринимание, результат – восприятие.

С практической точки зрения, главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесении их к той или иной категории. Образы объектов могут быть познавательными и опознавательными. Каждый предмет (целое) распознается по только ему присущим опознавательным признакам (частям), и для узнавания предмета не обязательно воспринимать все его отдельные части.

Любое плоскостное (двухмерное) изображение при восприятии расслаивается на фигуру и фон. Соотношение фигуры и фона – динамическое, т.е. при длительном восприятии фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперед, богаче и ярче по содержанию относительно фона. Человек мысленно работает всегда с фигурой.

В зависимости от того, какой из анализаторов (или какая модальность) работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки о свойствах соответствующего предмета, разделяют следующие виды восприятия:

1) зрительное;

2) слуховое;

3) осязательное;

4) кинестетическое;

5) обонятельное;

6) вкусовое.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют:

1) восприятие пространства;

2) восприятие времени;

3) восприятие движения.

Существует множество феноменов, связанных с восприятием пространства, времени и движения. Явление ошибочного или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Например, восприятие времени зависит от его заполненности и незаполненности. Субъективное восприятие времени зависит от возраста.

ΔQ х T = const – с увеличением возраста субъективное время уменьшается,

ΔQ – субъективное время;

T – возраст.

К основным свойствам восприятия относят:

1. Предметность – способность отражать объекты и явления реального мира в форме конкретных предметов, а не в виде набора не связанных друг с другом ощущений. Решающую роль здесь играют осязание и движение. Обычно человек определяет предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как он их употребляет и использует. С предметностью восприятия связано выделение фигуры из фона.

2. Целостность – способность обобщать информацию, получаемую в виде различных ощущений, об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие целого зависит от восприятия его отдельных частей (трансформация изображения «Портрет молодой женщины и старухи»). При неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. На целостность восприятия влияют индивидуальные особенности человека, предшествующий опыт и установка.

3. Структурность (осмысленность) – способность восприятия доводить до сознания человека структуру предмета или явления реального мира. Свойство характеризует личностный уровень воспринятого и позволяет человеку осуществлять динамический поиск наилучшей интерпретации имеющихся данных. На уровне ощущений получаемая информация конкретна, тогда как на уровне интерпретации она, как правило, абстрактна. Существует дихотомия между сенсорным опытом и его когнитивной интерпретацией (иллюзия Мюллера).

4. Константность – возможность сохранять неизменными свойства предмета независимо от условий его восприятия. Данное свойство выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности, неизменности видимого цвета при изменении освещения, неизменности восприятия формы при изменении положения по отношению к линии взора.

5. Аккомодация (лат. akkomodatio – приспособление) – перестройка механизмов восприятия таким образом, чтобы новая информация, недостаточно согласованная с органами чувств, была усвоена, т.е. изменение органов чувств.

6. Апперцепция (лат. apрerceptio – восприятие) – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. Предшествующие знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия, установки и эмоции могут изменять содержание восприятия. Содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей, мотивами его деятельности, его интересами и направленностью.

Тема 4. Внимание

Проблема определения понятия «внимание» порождает наибольшее количество дискуссий в современной психологии. Один из наиболее важных моментов обсуждения: является ли внимание самостоятельным процессом или стороной любой психической деятельности.

Внимание можно определить:

– как динамическую характеристику протекания познавательной деятельности (С. Л. Рубинштейн);

– как фильтрацию или селекцию информации (Д. Бродбент, Э. Трейсман);

– как концентрацию умственного усилия на сенсорных или мыслительных событиях (Р. Л. Солсо).

Внимание – это избирательная направленность сознания субъекта на объект, ее сохранение и поддержание в течение определенного периода времени; это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой; это ограничение поля восприятия.

Внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собой мозговых структур и включено во все психические процессы, выступая как их необходимый момент. Внимание необходимо рассматривать как компонент сознания.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет различные функции:

1) активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;

2) способствует организованному и целенаправленному отбору информации в соответствии с его актуальными потребностями;

3) сохраняет избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности;

4) обеспечивает направленность и избирательность познавательных процессов (определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности);

5) позволяет быстро ориентироваться в окружающей действительности (обеспечивает ориентировочный рефлекс).

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания.

Виды внимания по характеру участия воли в данном процессе:

1. Непроизвольное внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека возникает и поддерживается независимо от сознания человека (деятельность захватывает человека сама по себе).

Причины непроизвольного внимания:

а) характер раздражителя: его сила и интенсивность;

б) качество раздражителя: его занимательность, увлекательность, новизна;

в) длительность раздражителя: его прерывистость (прекращение);

г) соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию (потребностям) человека;

д) направленность личности и влияние прежнего опыта (знаний и представлений о реальности, навыков и привычек).

2. Произвольное внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека возникает и поддерживается под влиянием принятых решений и поставленных сознательных целей. Это внимание есть проявление воли человека. Произвольное внимание возникает в процессе сознательной деятельности. В случае произвольного внимания человек осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из мотивов, направляя свое внимание на удовлетворение другого.

3. Послепроизвольное внимание – это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий. Послепроизвольное внимание связано, с одной стороны, с сознательными усилиями и поддерживается сознательными интересами, с другой стороны, оно не имеет волевых усилий.

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный процесс:

1. Объем внимания – количество единиц информации, одновременно находящихся в сфере сознания человека; численная характеристика среднего объема внимания человека выражается законом «7±2».

2. Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени удерживать внимание на каком-либо объекте или предмете деятельности.

Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность придать предмету (явлению) реальное значение или обнаружить его новое содержание; устойчивость внимания может определяться различными причинами: индивидуальными физиологическими особенностями личности, психическим состоянием, внешними обстоятельствами, качеством изучаемого предмета.

3. Концентрация внимания – степень или интенсивность сосредоточенности внимания на одних объектах и его отвлеченности от других.

4. Переключаемость внимания –способность быстро сознательно переходить от одной деятельности к другой или с одного объекта на другой (произвольно, непроизвольно); переключаемость означает способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации.

5. Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой; возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью, способствует временному отдыху организма (анализатора), сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

6. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, выполняя параллельно несколько видов деятельности или несколько различных действий. Распределение внимания осуществляется за счет переключаемости внимания и выполнимо при условии, если выполняемые действия уже знакомы человеку и хотя бы одно из них автоматизировано.

Тема 5. Память

Психическое развитие человека возможно потому, что он сохраняет приобретенный опыт и знания.

Память –это психический процесс получения, хранения и воспроизведения человеком жизненного опыта.

Память – это одновременно психофизиологический и культурный процесс. Перед психологической наукой стоит ряд вопросов, связанных с изучением процессов памяти:

– каковы физиологические механизмы этого процесса;

– какие условия содействуют запечатлению информации;

– какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

основы психологии и педагогики - student2.ru Существует несколько подходов к классификации памяти (схема 6)

Схема 6

I. Классификация памяти по времени сохранения материала:

1. Мгновенная (иконическая, эхоическая) память – это вид памяти, связаный с удержанием информации, воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было ее переработки; ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. Мгновенная память представляет собой остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.

2. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся сохранением воспринимаемой информации без ее повторения в течение (в среднем) 20 секунд. Кратковременная память сохраняет обобщенный образ воспринятого и работает без предварительной сознательной установки на запоминание. Кратковременная память связана с таким понятием, как объем кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти – показатель, характеризующий способность механически (т.е. без использования специальных приемов) запоминать и воспроизводить определенное количество единиц информации после ее однократного предъявления. Объем кратковременной памяти описывается законом Дж. Миллера и равен 7±2. В случае, если человеку предъявляют цифры, то он запоминает из них 8, если буквы – 7, если слоги – 6, если слова – 5, если предложения, состоящие из 2 слов, – 4. Объем кратковременной памяти индивидуален, зависит от природной памяти человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.

Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека: сохраняется та информация, которая осознается и соотносится с актуальными потребностями и интересами человека. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство памяти, как замещение – способность вытеснять вновь поступающей информацией хранящуюся там при переполнении индивидуального ограниченного объема кратковременной памяти. При этом, как правило, остается информация, поступившая в начале и в конце, т.е. наблюдается так называемый эффект края.

3. Оперативная память – вид памяти, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и рассчитанный на хранение информации в течение заранее заданного определенного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней или месяцев. Срок хранения информации определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на ее решение.

4. Долговременная память – это вид памяти, обеспечивающий хранение информации в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. Долговременная память хранит фактическую информацию (всевозможные законы, понятия, определения) и эпизодическую (историческую, ситуации, происходившие в данном промежутке времени с конкретным человеком).

В долговременную память может проникнуть и надолго сохраниться лишь та информация, которая была в кратковременной памяти. Для этого необходимо, чтобы с ней была произведена работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Одна из концепций, описывающая совместную взаимосвязанную деятельность кратковременной и долговременной памяти, разработана американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифриным (схема 7).

           
    основы психологии и педагогики - student2.ru основы психологии и педагогики - student2.ru основы психологии и педагогики - student2.ru
     
  долговременная память
  основы психологии и педагогики - student2.ru
 
 

Схема 7

Долговременная память обычно начинает функционировать не сразу после того как человек воспринял и запомнил данный материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с процесса запоминания на процесс воспроизведения. Это свойство долговременной памяти называется реминисценцией – улучшением со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных повторений. Обычно реминисценция происходит на второй, третий день после заучивания материала.

Забывание (невозможно восстановить ранее вопринятую информацию) протекает во времени неправомерно. Опыты Г. Эббингауза показали, что наибольшая потеря информации происходит сразу же после ее получения, а в дальнейшем забывание идет медленнее (схема 8).

 
  основы психологии и педагогики - student2.ru

основы психологии и педагогики - student2.ru 100

%

основы психологии и педагогики - student2.ru 42

основы психологии и педагогики - student2.ru 20

основы психологии и педагогики - student2.ru

1ч 9ч 24ч 48ч

Схема 8

Мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Это явление носит название эффект Зейгарник – способность человека непроизвольно удерживать в своей памяти и в первую очередь воспроизводить то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне удовлетворенным потребностям. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания.

5. Генетическая память – вид памяти, позволяющий хранить информацию в генотипе, передавая и воспроизводя ее по наследств

Наши рекомендации