Нарушения псих. фун-й при поражениях различных анализаторных с/с.
Процесс переработки информации в н. с/с начинается с воздействия на рецепторы, в ходе которого формируются ощущения. Ощущения рассматриваются как отражения св-в внеш. мира, а с псих. тз рассматриваются как некие психич. образования, посредством которых осуществляется связь сознания с внешним миром. Ощущения – исходная предпосылка для формирования восприятия. Восприятие рассматривается как целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее в результате интеграции воздействий на различные рецепторные поверхности, т.е. интеграции ощущений.
Анализаторные с/с- сложные многоуровневые образования, направленные на анализ сигналов различной модальности.
Любая анализаторная система состоит из: периферического отдела (рецепторы и проводящие пути); представительства в коре головного мозга.
Принципы строения анал. с/с:
- принцип парал. Многоканальной переработки инф-ии, в соответствии с кот. инф-ия о различных параметрах сигнала перерабатывается по различным каналам анал. с/с.
- принцип анализа инф-ии, с помощью нейронов детектора, направленных на выделение относительно элементарных, комплексных, сложных характеристик сигналов, что обеспечивается различным строением рецепторных полей (муха различает свет и тьму, а оса-цвета, геометрич. формы)
- принцип последовательного усложнения переработки инф-ии от уровня к уровню, в соответствии с которой каждый из уровней осуществляет свои собственные анализ. ф-ии.
- принцип целостной интегративной репрезентации сигнала в центр нерв. с/с во взаимосвязи с другими сигналами, что достигается благодаря существованию общей модели схемы сигналов данной модальности.
При нейропсих. изучении работы различных анализаторов, различают 2 типа рас-в: 1. относительно элементарные сенсорные с/с, отражающие нарушения различных видов ощущений (свето, цветоощущения, громкости). Данный тип рас-в связан с поражением переферич. и различных подкорковых уровней анализаторных с/с, а также первичного коркового поля соответствующего анализатора. 2. более сложные гностические рас-ва, отражающие нарушение различных видов восприятия (формы предмета, пространственное отношение, речь). Данный тип связан с поражением вторичных корковых полей и связанных с ними подкорковых и корковых структур, а также префронтальные отделы коры больших полушарий.
Лурия определял агнозии, как расстройство синтеза изолированных элементов разных видов восприятия. Бывают зрительные, слуховые, тактильные, соматоагнозия (нарушение схемы тела-трудность в оценке частей тела).
Нарушение памяти.
Память – совокупность процессов, связанных с организацией и сохранением прошлого опыта, делающих возможным его повторное использование.
Звенья памяти: восприятие (сенсорный отпечаток), фиксация, хранение, забывание, извлечение, воспроизведение, узнавание.
Основные способы деления памяти:
· по семантической организации: автобиографическая (непроизвольная, события жизни) и семантическая (память-знания, заучивание)
· по модальностям: слуховая (речевая и звуковая), зрительная, тактильная, двигательная и т.д..
· по типу мнестической деятельности: произвольная и непроизвольная (опосредованная)
· по временным характеристикам: отсроченная и непосредственная
Выделяют четыре формы нарушений памяти:
· собссно амнезия– значительное снижение или отсутствие памяти
· гипоамнезия– ослабление памяти (при атеросклерозе, задержке психического развития, старении)
· гиперамнезия– усиление памяти (последствие травм и болезней, иногда врожденное)
· парамнезия– обманы памяти («ложное узнавание»), контаминация – смешение следов памяти.
Нарушения памяти делят на: модально-специфические, модально-неспецифические, псевдоамнезии (нарушения памяти как мнестической деятельности)
Модально-неспецифические.Невозможность запечатления/забывание текущих событий независимо от их модальности и сферы, к которой они относятся; нарушение кратковременной памяти, при этом долговременная память сохранена. Соответствующие этим нарушением функции локализованы в 1 блоке мозга (срединные неспецифические структуры мозга). На разных уровнях морфологической организации этого блока – разные нарушения памяти:
каудальный(продолговатый мозг) – нарушения памяти протекают в синдроме нарушения сознания, внимания, цикла «сон-бодрствование»
диэнцефальный(средний мозг) – больше страдает кратковременная память (причина – не в процессе запечатления следов, а в усилении механизма интерференции следов побочными воздействиями, посторонние стимулы и деятельность стирают все предшествующие следы) (проба – одна за другой предлагаются для запоминания две группы слов, просят повторить первую – и не фига); повышенная реминесценция следов (запомненное легче воспроизводится через несколько часов или даже дней)
лимбический –корсаковский синдром: практически отсутствует память на текущие события («здравствуйте, доктор!»… «здравствуйте, доктор!», но прекрасно сохранена память о далеком прошлом, сохранены профессиональные знания)
корковый(медиальные отделы височной и лобной областей) – нарушается кратковременная память + интерференция; семантические нарушения: нарушается память на понятия, невозможно пересказать только что прочитанную басню; нарушается установка на запоминание, смысловое опосредование не помогает, возникают контаминации и конфабуляции; при более серьезных поражениях – нарушение ориентировки во времени и пространстве
Модально-специфические.Первичные расстройства памяти, не связанные с познавательной деятельностью, – расстройства конкретных анализаторных систем. Возникают при поражении 2 и 3 функциональных блоков. Сужается объем запоминаемой информации в пределах одной модальности. Невозможно формировать деятельность, направленную на запоминание материала.
Основные типы расстройств: нарушение слухоречевой памяти, нарушение зрительно-речевой памяти, нарушение слуховой (музыкальной) памяти, нарушение зрительной (например, лицевой) памяти (проба – предъявление фигур), нарушение пространственной памяти, нарушение цветовой памяти.
Основные симптомы: паталогическая инертность (трудно переключиться с одного стимула на другой (повтор слова), платообразная кривая запоминания(4-5 слов в каждом запоминании), не применяются приемы для облегчения запоминания (опосредование не помогает), псевдологические рассуждения(оправдывания, неадекватная реакция на неуспех).
Локализация – поверхность лобных долей (конвенситальные отделы)
Пробы: предъявления набора фигур.
Нарушения внимания. Модальноспец. И модальнонеспец. Рубинштейн, Выгод-й
Внимание- это не самостоятельный процесс, т.к. оно не имеет своего содержания. Внимание характеризует динамику любого психического процесса, это фактор, который обеспечивает избирательность протекания любой психич. дея-ти. Характеристики: св-ва, объем, уровни внимания.
Формы внимания: 1. сенсорное вним-е (зрител., слуховое, тактильное); 2. двигательное вним-е(осознание и регуляция движений); 3. эмоц. внимание(вним-е, привлекаемое эмоц.-значимыми стимулами); 4. интеллектуальное вним-е(проявляется в интел. дея-ти).
Вним-е бывает непроизвольное(ребенок рождается с этим видом) и произвольное(социально-опосредованное- тесно связано с речевыми стимулами).
Ранее существовала тз, что нарушение вним-я не имеют локализации, а связанны с работой мозга как целого. В н.в. доказано, что существует 2 типа нарушений: модально-неспецифические и модально-специфические.
Модально-неспец. нарушения распространяются на любые формы и уровни вним-я. Больной не может сосредоточится ни на зрит., ни на слух., ни на тактил. стимулах. Характерны для поражения неспецифич. срединных структур мозга разных уровней. При поражении нижних отделов неспец. Структур(продолговатый и средний мозг) у больных наблюдается быстрая истощаемость, сужение объема вним-я, нарушается концентрация. Больше страдает непроизвольное вним-е. можно компенсировать через обращение к высшим смысловым категориям. Например, больной сначала может давать быстрые и правильные ответы, затем медленнее и с ошибками.
При поражении диэнцефальных отделов мозга и лимбич. с/с- грубые формы (больные вообще не могут сосредоточится ни на какой Дея-ти).
При поражении медиобазальных отделов лобных и височных долей- страдают произвольные формы вним-яи паталогическ4и усиленны непроизвольные. Такие больные реагируют на все стимулы-оборачиваются на любой звук, вступают в любые разговоры. Больные не могут перевести взор по словестной инструкции, но переводят его за движущимся предметом.
Модально-спец. нарушения- проявляются только в одной сфере. Феномен неосознания определенных стимулов. Зрительное невнимание можно определить с помощью предъявления картинки со стимулами на правой и левой сторонах- больной правша замечает лучше правые, игнорируя левые. Обычно при поражении задних отделов ПП. По тому же принципу слуховое и тактильное невним-е, двигательное (при выполнении одинаковых движений обеими руками-левая замедляется и перестает выполнять, больной этого не замечает). При одностороннем выполнении-норма.