Афер. и эффер. звенья реч. с/с. Нарушения речи.
Наиболее общие принципы построения речи. Выделяют два основных вида: импрессивную и экспрессивную речь, т.е. речепонимание и речепроизводство.
Речепорождение - это путь от мысли к слову, а речепонимание как бы обратный путь. таким образом процесс формирования высказывания начинается с замысла. Механизмом превращения мысли в речь является внутренняя речь. Внутренняя речь рассматривается как структура от которой рядом переходов происходит формирование внешнего высказывания., функционирования речи. Внутренняя речь представляет собой как бы глубинную смысловую часть высказывания, а внешнее высказывание - поверхностную, синтаксическую структуру высказывания.
Процесс речепонимания начинается с развернутого речевого потока, т..е. вы воспринимаете то, что вам говорят. Из речевого потока вы выделяете отдельные звуки, слова. Отдельные звуки должны быть сложены вместе в некоторые группы, т.е. одно слово, за ним другое и т.д. Параллельно с этим идет оценка эмоциональной характеристики. Затем идет выделение значащих единиц. Каждое слово несет какой-то смысл. Набор слов несет иной смысл. Необходимо вычленить этот смысл. И наконец, надо выделить контекст воспринимаемого - я держу ручку двери - я пишу ручкой. В конце - понимание переносного смысла - цыплят по осени считают.
Выделяют относительно самостоятельные виды речи - письменную и устную. В онтогенезе ребенок осваивает эти виды речи в разное время.
Существует 2 формы моторной афазии:
- Афферентная ― не формируется образ воспринимаемых слов, т.к. разрушена кинестетическая область мозга.
Эфферентная ― нарушение речепроизводства ― невозможность произнесения новых звуков, нарушение связи между словами.
· Нарушения речи при поражении корковых отделов мозга.
Речь ― афазии; чтение ― алексии, письмо ― аграфии.
Сохранно движение речевого аппарата и восприятие, но нарушена структура речевого акта как деятельности.
Афазии: при поражении афферентных звеньев: Сенсорная афазия, акустико-мнестическая, оптико-мнетстическая, афферентная моторная, семантическая афазия. При нарушении эфферентных звеньев: эфферентная моторная афазия и динамическая афазия.
Понятие афазий, виды.
Различные нарушения речи носят название афазий. При афазии сохранны движения речевого аппарата, т.е. моторный компонент речи, остаются сохранными сенсорные компоненты, т.е. восприятие, но в то же время нарушается сложная структура речевого акта. Лурия выделяет 7 форм аффазий.
Сенсорная афазия. Возникает при поражении вторичных отделов височной области. невозможность восприятия звуков речи. (фонем) Симптомы: непонимание обращенной речи, непонимание зашумленной речи, трудности восприятия слов с оппозиционными фонемами.
системные расстройства - нарушение чтения и письма: нарушается письмо под диктовку и чтение вслух.
Аккустико-мнестическая афазия. Возникает при поражении вторичной зоны височной области. Основной дефект - нарушение слухоречевой памяти, т.е. невозможность удержания серии звуков, слогов и слов, которые произносятся вслух. Подсказка не помогает. Нарушение понимания речи. Больной не в состоянии до конца сохранить всю произнесенную фразу, в результате речевое высказывание для него теряет смысл.
Нарушение устной экспрессивной речи.
Амнестическая афазия. Возникает при поражении задне-височных отделов - теменно-затылочных отделов мозга. Механизм мало изучен. Дефект - больной по слышимому слову не в состоянии опознать объект или описать.Может проявляется в затруднении вспоминания названия предметов и невозможность по названию указать предмет.
Чаще возникает эта форма при назывании предметов, реже - действий и качеств предметов. Подсказка помогает
Семантическая аффазия. Возникает при поражении теменно-височно-затылочной области. Основной дефект - распад симультанных, т.е. одномоментных пространственных схем переработки информации на символическом уровне. Нарушение квази-пространственных синтезов. ( нарушается, пространство, отношение, конструкции с глаголами)
СЧЕТ. Возникают системные расстройства в виде акалькулии - нарушение счетных операций. Если очаг поражение находится в зоне ТПО и сдвинут как бы в сторону затылочных областей, то на первое место в этих формах акалькулий возникают оптико-пространственные нарушения, связанные с неправильным восприятием ориентировки цифры-буквы, зеркальные ошибки. Если очаг сдвинут в зону ТПО то на первом месте выступает нарушение разрядного строения числа, например, цифра 121 не воспринимается как целая цифра, а как 1,2,1, 12,1, 1,12 и т.д.
Эхопраксичность, когда зеркально переворачивается цифра, с которой оперирует больной и воспринимается этим больным не правильно
К системным расстройствам зоны ТПО также относится нарушение интеллектуальных процессов. Происходит также нарушение письма и чтения, по принципу нарушения наглядной ориентировки, где неправильное восприятие ориентировки букв приводит к искажению читаемого, а при письме происходят графические нарушения, когда буквы неправильно пишутся.