Какие факторы оказали преимущественное влияние на развитие россий-
Ской психологии?
Какие проблемы были в центре внимания российских психологов в се-
Редине XIX в.?
Каким образом изменение социальной ситуации повлияло на процесс
Формирования психологии в России?
Какие периоды в развитии российской психологии можно выделить?
В чем проявилось влияние ментальности на российскую психологию?
Какова роль интеллигенции в развитии психологии?
В чем разница в понимании предмета и методов психологии между Ка-
Велиным и Сеченовым?
Какие проблемы стояли в центре внимания российских психологов в
Начале века?
В чем специфика отечественного подхода к проблеме поведения?
10. Какие вопросы были подняты Соловьевым и его последователями?
Кто из отечественных психологов способствовал становлению экспе-
Риментальной психологии?
Что общего в подходах Введенского и Грота к месту эксперимента в
Психологическом исследовании?
В чем проявились основные достижения российской психологии на ру-
Беже XIX-XX вв.?
Какие изменения произошли в отечественной психологии в 20-е годы
XX в.?
Какие проблемы стояли перед советской психологией?
В чем заключалась разница во взглядах на роль наследственности и
Среды у представителей биогенетического и социогенетического направлений?
Какие психологические школы существовали в России в 20-х годах XX в.?
В чем проявилась связь школы Шпета с дореволюционной психологией?
В чем проявились достижения и недостатки педологии и психотехники?
Какие этапы в развитии педологии в России можно выделить?
Какие новые подходы к проблеме психического развития появились в
Е годы XX в.?
В чем сущность разногласий между Выготским и Блонским по вопросу
О происхождении мышления и речи?
В чем проявилась специфика подхода к проблеме личности в россий-
Ской психологии?
Как развивались школы Бехтерева и Выготского во второй половине
XX в.?
Какие тенденции в развитии отечественной психологии наметились в
Конце XX в.?
Примерные темы рефератов
Роль социальной ситуации в развитии российской психологии во второй
Половине XIX в.
Марксистская психология, существует ли она?
Русская интеллигенция - творец и произведение отечественной психо-
Логии.
Становление культурно-исторической психологии в России.
Российская и советская психология - общее и различия.
Специфика становления психологии в России.
Наука о поведении - русский путь.
Рекомендуемая литература
Басов М. Я. Избранные психологические произведения. - М., 1975.
Бехтерев В. М. Объективная психология. - М., 1991.
Бехтерев В. М. Объективное изучение личности. - Пг., 1923.
Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активно-
Сти.-М, 1966.
Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические произведе-
Ния. - М, 1979.-Т. 2.
Блонский П. П. Психология младшего школьника. - М., 1997.
Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. -
М., 1983.
Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. - Пг., 1917.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1982.
Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.
Грот Н. Я. Основы экспериментальной психологии. - М., 1986.
Зеньковский В. В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
История становления и развития экспериментально-психологических ис-
Следований в России. - М., 1990.
Лазурский А. Ф. Общая и экспериментальная психология. - СПб., 1912.
Ланге Н. Н. Психология. - М., 1914.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М., 1983. -
Т. 1,2.
Лопатин Л. М. Философские характеристики и речи. - М., 1995.
Лопатин Л. М. Аксиомы философии. - М., 1996.
Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюцион-
Ной России. -Дубна, 1995.
Павлов И. П. Поли. собр. соч.: В 6 т. -М.; Л., 1951.-Т. 3.
Петровский А. В. Вопросы теории и истории психологии. - М., 1984.
Потебня А. А. Слово и миф. - М., 1989.
Психологическая наука в СССР: В 2 т. - М., 1959.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. -Т. 1, 2.
Сеченов И. М. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1958. - Т . 2.
Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в
СССР.-М., 1975.
Соловьев В. С. Избранное. - СПб., 1994.
Ухтомский А. А. Доминанта. - Л., 1966.
Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. - СПб., 1995.
Челпанов Г. И. Мозг и душа. - М., 1912.
Шпет Г. Г. Избранные психологические произведения. - М., 1996.
Ярошевский М. Г. Выготский: В поисках новой психологии. - СПб., 1993.
Основные понятия
Адаптация - постоянный процесс активного приспособления
Человека к социальной среде.
Амбивалентность чувств - двойственность, противоречивость
Нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отно-
Шений.