Какие факторы оказали преимущественное влияние на развитие россий-

Ской психологии?

Какие проблемы были в центре внимания российских психологов в се-

Редине XIX в.?

Каким образом изменение социальной ситуации повлияло на процесс

Формирования психологии в России?

Какие периоды в развитии российской психологии можно выделить?

В чем проявилось влияние ментальности на российскую психологию?

Какова роль интеллигенции в развитии психологии?

В чем разница в понимании предмета и методов психологии между Ка-

Велиным и Сеченовым?

Какие проблемы стояли в центре внимания российских психологов в

Начале века?

В чем специфика отечественного подхода к проблеме поведения?

10. Какие вопросы были подняты Соловьевым и его последователями?

Кто из отечественных психологов способствовал становлению экспе-

Риментальной психологии?

Что общего в подходах Введенского и Грота к месту эксперимента в

Психологическом исследовании?

В чем проявились основные достижения российской психологии на ру-

Беже XIX-XX вв.?

Какие изменения произошли в отечественной психологии в 20-е годы

XX в.?

Какие проблемы стояли перед советской психологией?

В чем заключалась разница во взглядах на роль наследственности и

Среды у представителей биогенетического и социогенетического направлений?

Какие психологические школы существовали в России в 20-х годах XX в.?

В чем проявилась связь школы Шпета с дореволюционной психологией?

В чем проявились достижения и недостатки педологии и психотехники?

Какие этапы в развитии педологии в России можно выделить?

Какие новые подходы к проблеме психического развития появились в

Е годы XX в.?

В чем сущность разногласий между Выготским и Блонским по вопросу

О происхождении мышления и речи?

В чем проявилась специфика подхода к проблеме личности в россий-

Ской психологии?

Как развивались школы Бехтерева и Выготского во второй половине

XX в.?

Какие тенденции в развитии отечественной психологии наметились в

Конце XX в.?

Примерные темы рефератов

Роль социальной ситуации в развитии российской психологии во второй

Половине XIX в.

Марксистская психология, существует ли она?

Русская интеллигенция - творец и произведение отечественной психо-

Логии.

Становление культурно-исторической психологии в России.

Российская и советская психология - общее и различия.

Специфика становления психологии в России.

Наука о поведении - русский путь.

Рекомендуемая литература

Басов М. Я. Избранные психологические произведения. - М., 1975.

Бехтерев В. М. Объективная психология. - М., 1991.

Бехтерев В. М. Объективное изучение личности. - Пг., 1923.

Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активно-

Сти.-М, 1966.

Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические произведе-

Ния. - М, 1979.-Т. 2.

Блонский П. П. Психология младшего школьника. - М., 1997.

Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. -

М., 1983.

Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. - Пг., 1917.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1982.

Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.

Грот Н. Я. Основы экспериментальной психологии. - М., 1986.

Зеньковский В. В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.

История становления и развития экспериментально-психологических ис-

Следований в России. - М., 1990.

Лазурский А. Ф. Общая и экспериментальная психология. - СПб., 1912.

Ланге Н. Н. Психология. - М., 1914.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М., 1983. -

Т. 1,2.

Лопатин Л. М. Философские характеристики и речи. - М., 1995.

Лопатин Л. М. Аксиомы философии. - М., 1996.

Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюцион-

Ной России. -Дубна, 1995.

Павлов И. П. Поли. собр. соч.: В 6 т. -М.; Л., 1951.-Т. 3.

Петровский А. В. Вопросы теории и истории психологии. - М., 1984.

Потебня А. А. Слово и миф. - М., 1989.

Психологическая наука в СССР: В 2 т. - М., 1959.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. -Т. 1, 2.

Сеченов И. М. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1958. - Т . 2.

Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в

СССР.-М., 1975.

Соловьев В. С. Избранное. - СПб., 1994.

Ухтомский А. А. Доминанта. - Л., 1966.

Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. - СПб., 1995.

Челпанов Г. И. Мозг и душа. - М., 1912.

Шпет Г. Г. Избранные психологические произведения. - М., 1996.

Ярошевский М. Г. Выготский: В поисках новой психологии. - СПб., 1993.

Основные понятия

Адаптация - постоянный процесс активного приспособления

Человека к социальной среде.

Амбивалентность чувств - двойственность, противоречивость

Нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отно-

Шений.

Наши рекомендации