Ективно в силу активности познающего субъекта. Рубинштейн, под-
Хватывая эту аналогию, говорит об объективности внутреннего
Мира личности, его духовного строя, связывая это также с активной
Деятельностью человека, но уже не столько познающего, сколько
Творящего этот мир. И чем полнее и совершеннее это творение,
Тем более оно объективно и тем больше оно влияет на окружающий
Мир, в том числе и на других людей.
С учетом этого понятна идея Рубинштейна о том, что формиро-
Вание личности и развитие самосознания человека - это процесс
Онтологический, а не одномоментный, так как человек рефлекси-
Рует себя в течение длительного времени, познавая различные свои
Качества, мотивы и стремления. Так преодолевается противоречие
Между бытием и сознанием, между внешним и внутренним в чело-
Веке, поскольку, постигая себя, человек творит свою жизнь, а сотво-
Ренный им жизненный путь определяет и его дальнейшее познание
Себя, и его дальнейшее бытие. Понимая себя, человек лучше реали-
Зуется в деятельности, в своем бытии, которое полнее отражает
Его сущность.
Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд
Отечественной психологии. Они остаются для нас источником по-
Знания, являясь продолжением личности ученого и объективируясь
В его творчестве.
Совершенно с других позиций предложил оригинальную кон-
Цепцию деятельности А.Н.Леонтьев (1903-1979). Еще в 20-е годы
он по окончании университета был приглашен Г. И. Челпановым
В Психологический институт. Первые исследования Леонтьева,
Сразу же выявившие в нем умелого психолога-экспериментатора,
Проводились совместно с А. Р. Лурией и были посвящены проблеме
Аффективных реакций. В число испытуемых молодые психологи
пригласили студентов, не выдержавших испытаний, а итоги экспе-
риментов изложили в статье ≪Экзамен и психика≫.
Глубокое влияние на Леонтьева оказала встреча с Л. С. Выгот-
Ским. Их совместная деятельность, дискуссии, работа по экспери-
Ментальному исследованию памяти сформировали когнитивный
Стиль научной школы, которая сохранилась и после смерти Выгот-
Ского. Однако в собственных работах Леонтьев обратился к иной
Проблематике. Он сосредоточился не на мышлении, не на психоло-
Гической структуре значения (понятия), а на вопросе о связи созна-
Ния и предметной, практической деятельности.
В 1930 г. Леонтьев создал в Харькове (тогдашней столице Ук-
Раины) собственную научную школу, центральным для которой
Стало понятие деятельность. В этот же период, ключевой для Леон-
Тьева, он начал изучать проблему развития психики. Он стремил-
Ся, используя данные биологических наук, проследить этапы эво-
Люционного процесса, переходя от вопроса о генезисе психики к
Сменяющим друг друга ступеням ее эволюции в животном мире и
К факторам, определяющим появление и формирование сознания.
Уже в этой работе Леонтьев рассматривал деятельность как
Главную образующую психики, движущую силу ее развития, опере-
жающую на ≪один шаг≫ необходимый для ее обеспечения уровень
Психической жизни. Деятельность же является и методом, позво-
Ляющим диагностировать появление психики, ее развитие и каче-
Ственные изменения. Таким образом, во главу своей методологии
Леонтьев, как и Рубинштейн, поставил проблему деятельности.
Целью его исследований стала разработка структурного анализа
Деятельности, выделение в ней компонентов и уровней, которые
Образуют систему, функционирующую как целое. Особое место он
Отводил связи между строением деятельности и строением созна-
Ния. Раскрывая суть различий между значением и смыслом, Леон-
Тьев выявил и различия между объективным опытом, накоплен-
Ным в процессе общественного развития и запечатленным в сло-
Ве, и личностным смыслом тех событий, которые переживаются
Субъектом.
В своей обобщающей работе ≪Деятельность. Сознание. Личность≫
(1975) особое внимание он уделил системному характеру деятель-
Ности, ее внутренним переходам и превращениям, которые, однако,
Не являются спонтанными, а включены в целостную систему жизне-
Деятельности человека. Важным моментом этой работы стал анализ
Образующей личность иерархии мотивов, ее структурированности
И связи с миром. Раскрывая динамику формирования мотивов, пре-
вращения ≪знаемых≫ мотивов в ≪реально действующие≫, а также
Взаимосвязь мотивов и целей, Леонтьев доказывал ведущее значе-