Детей; они предлагали активных детей-дезорганизаторов помещать

В группы более старших и сильных ребят, а изолированных, тре-

Вожных детей переводить в группы младших, где они могут про-

Явить свои способности и даже стать лидерами.

Феномен ≪вожачества≫ вызывал у ученых большой интерес, и

Его исследованию было посвящено значительное количество экспе-

Риментальных работ. Считалось, что лидеры не только организу-

Ют коллектив, но и помогают направить избыток энергии группы

В нужное русло. Залкинд подчеркивал, что все дети должны пройти

Через школу лидерства, особенно это важно в подростковом воз-

Расте, так как помогает нейтрализовать негативные последствия

Полового созревания. Серьезно занимаясь проблемами полового

Развития и воспитания детей, Залкинд доказывал, что игнориро-

Вание этих проблем приносит вред. Он признавал необходимость

Управления процессом полового развития, поиска путей сублима-

Ции сексуальных влечений, утверждая, что активная социальная

Деятельность, общение со сверстниками помогут детям преодолеть

Негативные отклонения в половом созревании. К сожалению, про-

Блемы полового развития и полового воспитания детей затем на

долгое время были ≪забыты≫ нашей детской психологией.

Исследования подросткового периода привели Залкинда к мыс-

Ли, что его кризисный характер определяется тремя процессами -

Стабилизационными, которые закрепляют прежние приобретения

Детей, собственно кризисными, которые связаны с резкими изме-

Нениями в психике ребенка, и появляющимися в этот период новы-

Ми элементами, характерными уже для взрослых людей. Эти идеи

Залкинда имели большое значение как для практической психоло-

Гической работы с подростками, так и для теоретического осмыс-

Ления закономерностей психического развития, повлияв в том чис-

Ле и на Выготского, который использовал их в своей концепции

Возрастных кризисов.

Таким образом, в работах, направленных на изучение детских

Коллективов, были вскрыты многие важные закономерности их ста-

новления, сформулированы рекомендации по преодолению отчуж-

Дения детей в группах, формированию у них чувства коллектива,

По работе с лидерами группы.

Известные успехи в то время были достигнуты и в разработке

Проблем развития личности, исследовании индивидуальных раз-

Личий, одаренности, трудностей и отклонений в развитии лично-

Сти. Вопросы направленности личности, ее развития, воспитания

Были весьма важны для психологии этого периода. Может быть,

именно в подходе к самому понятию ≪личность≫ особенно явно

Видна разница между современной психологией и наукой 20-30-х

Годов, так как в то время личность не рассматривалась как инте-

Гральное целое, не изучалась иерархия мотивов или отношений

Человека, но исследовались, скорее, отдельные стороны проблемы -

вопросы индивидуальных различий, дифференциации путей раз-

Вития личности. Этот же подход был характерен и для зарубеж-

Ной психологии того времени (только в концепции персонализма

Штерна провозглашалась идея целостного понимания личности

ребенка).

Так, Блонского интересовали прежде всего этапы формирования

Личности детей, проблемы одаренности и трудновоспитуемости.

Развитие личности он связывал с развитием конституции и темпе-

Рамента ребенка, выделив несколько этапов в процессе личност-

Ного становления. При этом взгляды Блонского на проблему лич-

Ности значительно изменялись со временем. В 1921 г. он писал, что

Всякий человек есть вариация того или иного общественного клас-

Са, а его поведение - это производная соответствующего класса.

Впоследствии он все больше внимания уделял изучению типоло-

Гии, индивидуальных особенностей детей, считая их результатом

Биологических, врожденных различий, а не социального статуса

Родителей.

Марцинковская 513

Л. С. Выготский не выделял развитие личности из общего про-

Цесса эволюции психики ребенка, считая, что культурный рост ре-

Бенка и есть становление его личности и мировоззрения. При этом

Под мировоззрением он понимал культурное отношение ребенка к

Внешнему миру - то, что характеризует поведение человека в це-

Лом. Он подчеркивал, что личность - это сплав аффекта и интел-

Лекта, поэтому, говоря о ее развитии, необходимо исследовать обе

Эти стороны - и мышление и эмоции ребенка. Изучая развитие ин-

Наши рекомендации