Детей; они предлагали активных детей-дезорганизаторов помещать
В группы более старших и сильных ребят, а изолированных, тре-
Вожных детей переводить в группы младших, где они могут про-
Явить свои способности и даже стать лидерами.
Феномен ≪вожачества≫ вызывал у ученых большой интерес, и
Его исследованию было посвящено значительное количество экспе-
Риментальных работ. Считалось, что лидеры не только организу-
Ют коллектив, но и помогают направить избыток энергии группы
В нужное русло. Залкинд подчеркивал, что все дети должны пройти
Через школу лидерства, особенно это важно в подростковом воз-
Расте, так как помогает нейтрализовать негативные последствия
Полового созревания. Серьезно занимаясь проблемами полового
Развития и воспитания детей, Залкинд доказывал, что игнориро-
Вание этих проблем приносит вред. Он признавал необходимость
Управления процессом полового развития, поиска путей сублима-
Ции сексуальных влечений, утверждая, что активная социальная
Деятельность, общение со сверстниками помогут детям преодолеть
Негативные отклонения в половом созревании. К сожалению, про-
Блемы полового развития и полового воспитания детей затем на
долгое время были ≪забыты≫ нашей детской психологией.
Исследования подросткового периода привели Залкинда к мыс-
Ли, что его кризисный характер определяется тремя процессами -
Стабилизационными, которые закрепляют прежние приобретения
Детей, собственно кризисными, которые связаны с резкими изме-
Нениями в психике ребенка, и появляющимися в этот период новы-
Ми элементами, характерными уже для взрослых людей. Эти идеи
Залкинда имели большое значение как для практической психоло-
Гической работы с подростками, так и для теоретического осмыс-
Ления закономерностей психического развития, повлияв в том чис-
Ле и на Выготского, который использовал их в своей концепции
Возрастных кризисов.
Таким образом, в работах, направленных на изучение детских
Коллективов, были вскрыты многие важные закономерности их ста-
новления, сформулированы рекомендации по преодолению отчуж-
Дения детей в группах, формированию у них чувства коллектива,
По работе с лидерами группы.
Известные успехи в то время были достигнуты и в разработке
Проблем развития личности, исследовании индивидуальных раз-
Личий, одаренности, трудностей и отклонений в развитии лично-
Сти. Вопросы направленности личности, ее развития, воспитания
Были весьма важны для психологии этого периода. Может быть,
именно в подходе к самому понятию ≪личность≫ особенно явно
Видна разница между современной психологией и наукой 20-30-х
Годов, так как в то время личность не рассматривалась как инте-
Гральное целое, не изучалась иерархия мотивов или отношений
Человека, но исследовались, скорее, отдельные стороны проблемы -
вопросы индивидуальных различий, дифференциации путей раз-
Вития личности. Этот же подход был характерен и для зарубеж-
Ной психологии того времени (только в концепции персонализма
Штерна провозглашалась идея целостного понимания личности
ребенка).
Так, Блонского интересовали прежде всего этапы формирования
Личности детей, проблемы одаренности и трудновоспитуемости.
Развитие личности он связывал с развитием конституции и темпе-
Рамента ребенка, выделив несколько этапов в процессе личност-
Ного становления. При этом взгляды Блонского на проблему лич-
Ности значительно изменялись со временем. В 1921 г. он писал, что
Всякий человек есть вариация того или иного общественного клас-
Са, а его поведение - это производная соответствующего класса.
Впоследствии он все больше внимания уделял изучению типоло-
Гии, индивидуальных особенностей детей, считая их результатом
Биологических, врожденных различий, а не социального статуса
Родителей.
Марцинковская 513
Л. С. Выготский не выделял развитие личности из общего про-
Цесса эволюции психики ребенка, считая, что культурный рост ре-
Бенка и есть становление его личности и мировоззрения. При этом
Под мировоззрением он понимал культурное отношение ребенка к
Внешнему миру - то, что характеризует поведение человека в це-
Лом. Он подчеркивал, что личность - это сплав аффекта и интел-
Лекта, поэтому, говоря о ее развитии, необходимо исследовать обе
Эти стороны - и мышление и эмоции ребенка. Изучая развитие ин-