Го к общему, а научные, наоборот, от общего к частному. Перио-
Дизация развития мышления, данная Выготским, по сути не отли-
Чается от той, которая была введена Пиаже. Но Выготского, в от-
Личие от Пиаже, интересовал не столько процесс, сколько резуль-
Тат мыслительных действий. Этим и объясняется разница в эта-
Пах, описанных ими. В то же время, несмотря на различия, эти
Работы дали возможность изучить особенности детского мышле-
Ния, его закономерности и этапы формирования.
В 20-30-е годы советские психологи одними из первых в миро-
Вой науке начали исследовать такие проблемы, как развитие дет-
Ских коллективов, взаимоотношение коллектива и личности, груп-
повое давление. Эти вопросы были в центре внимания А. С. Залуж-
Ного и С. С. Моложавого, которые исследовали динамику и этапы
Развития детских коллективов, внутригрупповую дифференциа-
Цию, виды лидерства в детских коллективах. При этом они исходи-
Ли из приоритета коллектива над личностью, а потому в их работах
исследовались прежде всего вопросы адаптации личности к кол-
Лективу, социализации личности и подчинения ее нормам и требо-
Ваниям группы.
На основе экспериментального изучения детских групп А. С. За-
Лужный предложил свою классификацию детских коллективов,
Основанную на двух признаках - степени организации и времени
Существования. Он подчеркивал, что развитие коллективов идет
От кратковременных, самовозникающих групп к сложным, долго-
Временным, организованным. Отличительной особенностью пер-
Вых контактных коллективов является то, что они эгалитарны,
Т. е. все группы равны между собой, и поэтому каждый член такого
Коллектива имеет шансы стать вожаком. Лишь с появлением орга-
Низованных коллективов возникает иерархическая структура, при
Которой члены группы занимают определенные, более или менее
Строго фиксированные места. Важную роль в развитии социально-
Го поведения Залужный отводил речи, отмечая, что рост числа со-
циальных форм поведения сопровождается переходом от ≪немых≫
Взаимоотношений к взаимоотношениям, сопровождаемым речью,
А затем и чисто речевым взаимоотношениям.
Исследуя сочетание организованности коллектива с дисципли-
Нированностью, Залужный пришел к выводу, что послушание и
Организация несовместимы. Об организованности группы, по его
Мнению, можно судить по тому, насколько она умеет самостоя-
Тельно распределять среди своих членов данную ей работу, на-
Сколько члены группы подчиняются решению коллектива и на-
Сколько группа умеет синтезировать выполненную ее членами ра-
Боту. Данные экспериментов, проведенных А. С. Залужным, дока-
зывали, что послушание и дисциплина, насаждаемая сверху, педа-
гогом или воспитателем, мешают самостоятельной работе группы,
И наиболее послушные, с точки зрения учителя, классы оказыва-
ются самыми беспомощными при требовании организовать само-
Стоятельно простейшую совместную деятельность. Поэтому для
Повышения организованности группы рекомендовалось развивать
самостоятельность учеников, повышать их активность, помогать
выделению вожаков (лидеров), которые могут повлиять на совме-
Стную деятельность группы. При этом практическая значимость
Коллектива заключается, по мнению А. Б. Залкинда, не только в
Том, что в нем воспитывается новый, более высокий тип личности,
Но и в том, что правильно ориентированный коллектив позволяет
Направить избыток энергии детей в нужное русло, переключать их
На решение социально полезных задач.
Исследования Залужного показали, что на рост организован-
Ности и увеличение времени существования коллектива влияют
Эндо- и экзогенные факторы, при этом под экзогенными фактора-
Ми он понимал любое воздействие среды, а под эндогенными -
Поведение отдельных членов коллектива. Одним из наиболее зна-
Чимых внутренних факторов, по мнению Залужного и Залкинда,
является феномен ≪вожачества≫ (лидерства). По мере развития кол-
Лектива происходит выделение лидеров, вожаков группы, ядра,
Группирующегося вокруг этого вожака, и выпадающих из группы
Детей. Залужный считал, что выпадающие из группы дети - это
Либо дезорганизаторы, мешающие работе коллектива, либо пассив-
Ные дети, занимающиеся какой-либо посторонней деятельностью.
Залкинд и Залужный разрабатывали методы коррекции общения