Творчества. Это привело его к идее о том, что изучение культуры
Человечества, его социального развития может строиться на основе
Анализа языка. В принципе это был не новый подход, аналогичные
Мысли высказывали до него Гумбольдт, Потебня, Вундт. Однако
Шпет внес в него принципиально новые положения, рассматривая
Язык как один из важнейших методов изучения личности, эмоций
И социального окружения человека, его культуры. Преимущество
Языка перед логикой (также рассматриваемой Шпетом как метод
Познания) состоит в том, что язык не оставляет в стороне социаль-
Ные причины, бытие людей, как это происходит с логикой, а пото-
Му расширяет рамки познания, позволяя понять не только внеш-
Нюю динамику, но и причины появления определенных событий,
Действий людей.
Одной из центральных в психологических исследованиях Шпета
Была проблема языка в его соотношении с мышлением и, в первую
Очередь, самосознанием субъекта. Развивая тенденции, заложенные
А. А. Потебней, Шпет пришел к выводу о необходимости анализа
Внутренней формы слова, так как именно она является тем главным
Механизмом, который лежит в основе интериоризации культуры,
Т. е. в основе формирования сознания - как индивидуального, так
И сознания народа.
Исследование языка как одного из основных методов понима-
Ния психологии социального бытия и является стержнем книги
Шпета ≪Внутренняя форма слова≫. Говоря о неразрывной связи
Между внешней, звуковой и внутренней, смысловой формами язы-
ка, он подчеркивал, что ≪выражение и смысл в конкретной реаль-
Ности своего языкового бытия составляют не только неразрывное
Структурное единство, но и в себе тождественное бытие социально-
культурного типа≫. В этом плане возможно создание языка, осно-
Ванного только на законах логики, так же как возможен чисто ло-
Гический анализ существующего языка, но такой язык недостаточен
Для речи поэтической, экспрессивной, которая связана не только с
Логикой построения слова, но и с социальными условиями его
Возникновения. Поэтому Шпет выделял два вида внутренней фор-
Мы - логическую и поэтическую. Логические формы могут быть
Названы понятиями. С его точки зрения, внутренняя форма слова
Имеет динамический характер, и именно она является той энергией,
Которая помогает раскрыть смысл понятия при его словесной пере-
Даче, определяя законы диалектического движения к пределу пол-
Ноты смысла. Эта динамика, соединяющая логическую и поэтиче-
скую внутренние формы, передает как содержание понятия, так и
Его социальный смысл, помогает понять окружающий мир во всей
Его полноте и потому может быть названа герменевтической. Та-
Ким образом, логическая внутренняя форма, которая представляет
собой закон образования данного понятия, стремится к исчерпа-
Нию смысла конкретного понятия, к тому, чтобы объяснить все
Возможные способы его употребления, в то время как поэтическая
Внутренняя форма стремится к извлечению смысла из объективных
связей и к ≪включению его в другие связи, более или менее произ-
вольные, подчиненные не логике, но фантазии≫.
Поэтому внутренние поэтические формы не могут существовать
Без логических, но не исчерпываются ими, так же как и звуковым
оформлением. Но, используя логические формы, они передают
Самую суть действительности, ее самобытность, чего не могут сде-
Лать ни логическое понятие, ни стилистическое, звуковое оформ-
Ление. Таким образом, слово без символа, без отношения, стоящего
За ним, мертво (по крайней мере, для психолога, искусствоведа,
Любого исследователя социального бытия), но и один символ, как
Бы ни был он стилистически совершенно оформлен, не может пере-
дать все содержание слова, его внутреннюю форму.
Эта позиция позднее проявилась и в анализе искусства - как
Поэзии, так и живописи и театра, в котором Шпет отвергал голый
натурализм, подчеркивая необходимость второго плана, символики.
Но символика должна быть внутренне связана с идеей, с логической
Внутренней формой, а не просто красиво оформлять пустоту. С точ-
Ки зрения психологии (как индивидуальной психологии, так и психо-
логии народа), это внутреннее отношение, переживание субъекта
При передаче словесного выражения имеет первоочередное значение,
Так как оно открывает интенцию субъекта, его намерение, его эмо-
циональное состояние в момент образования и передачи слова.