Ность организма, способность к творчеству, созиданию нового
построению, как писал Бернштейн, образца ≪потребного резуль-
тата≫. Тем самым он ввел в науку принципиально новое понима-
Ние причин поведения живых существ: важнейшей причиной вы-
Ступает не прямое действие раздражителя на органы восприятия,
А создание модели возможного будущего действия.
Исходя из этого, Бернштейн выдвинул идею разработки особой
Физиологии, которую он назвал физиологией активности. Получен-
Ные Бернштейном результаты и его новаторский взгляд на поведе-
Ние, его регуляцию, самоорганизацию, активность оказали глубокое
И плодотворное влияние на исследования в области психологии,
В частности на работы по восстановлению движений после травмы.
Бернштейну приходилось вести исследования в сложных усло-
Виях идеологического преследования со стороны тех философов и
физиологов, которые инкриминировали ему ≪идеализм≫, ≪космо-
политизм≫, ≪механицизм≫ и тому подобные ≪извращения≫. Эти пре-
Следования привели к тому, что Бернштейна лишили лаборатории,
Но он не отрекся от своих убеждений и, продолжая развивать нова-
Торскую концепцию, привлек к работе большую группу научной
Молодежи. Бернштейна преследовали также за критическое отно-
Шение к учению Павлова, которое в те годы было догматизирова-
Но и крайне примитивно истолковано теми, кто объявил себя его
Последователями. Он, действительно, не соглашался с рядом по-
Ложений Павлова, но при этом придерживался строго научных
Принципов критики. Всем своим творчеством он явил образец ис-
Следователя, преданного научной истине как высшей ценности.
Свою модификацию науки о поведении предложил К. Н. Корни-
Лов (1879-1957), который стремился соединить достижения объ-
Ективной и экспериментальной психологии, сделав их методоло-
Гической основой диалектический материализм.
Основным элементом психики Корнилов предложил считать
Реакцию, в которой объективное и субъективное нераздельно
Слиты. Реакция наблюдается и изменяется объективно, но за этим
Внешним движением скрыта деятельность сознания. В отличие от
Рефлекса реакция, по мысли Корнилова, неразрывно связана с
Активностью живого существа, являясь не отдельной составляющей
Поведения, но отражением его целостности и направленности на
Объекты внешнего мира. Именно таким образом данные, получен-
Ные при исследовании рефлексов, могут быть связаны с результа-
Тами интроспекции.
Став директором Психологического института, Корнилов начал
Широкомасштабное исследование реакций, при этом в качестве
таковых изучались и психические процессы, например восприятие,
Память, внимание. Фактически же были выявлены скорость и сила
Разных реакций, а также проанализированы различия между сен-
Сорными и моторными реакциями в динамике протекания и инди-
Видуальных проявлениях. Подобный подход не мог привести к
Значительным успехам, а потому программа Корнилова через не-
Которое время была исчерпана, тем более что появились другие,
Более перспективные пути построения новой психологии, пред-
Ложенные Выготским, Блонским, Лурией и другими психологами.
Предложенный Корниловым путь развития отечественной пси-
Хологии на основе марксистской методологии, так же как и реф-
Лексология, был не единственным, разрабатывавшимся в те годы.
До начала 30-х годов была предпринята попытка сформировать
Школу, ориентированную на философию, дореволюционные тради-
Ции изучения культуры и ее роли в развитии личности. Эта школа,
Созданная Г.Г.Шпетом (1879-1937), стала альтернативой как марк-
Систской психологии, так и науке о поведении.
Окончив киевскую гимназию, Шпет в 1898 г. поступил на физи-
ко-математический факультет Киевского университета св. Влади-
Мира. Увлечение психологией и новые интересы привели его к
мысли о переводе на историко-филологический факультет, к кото-
Рому, по традиции того времени, были приписаны кафедры фило-
софии и психологии. В университете, который он окончил в 1905 г.,
Шпет стал учеником Челпанова, принимал активное участие в ра-
Боте его психологического семинария. После переезда Челпанова
В Москву Шпет по его приглашению также перебрался в этот го-
Род. Он преподавал на Высших женских курсах, в Университете
Шанявского, ас 1910 г. - в Московском университете.