Лить логически конкретное многообразие изучаемых психологией
Фактов только из формул и законов теории рефлексов. В дальней-
Шем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в принципе не
Может заменить психологию, и последние работы его института, в
Частности исследования В. Н. Осиповой, Н. М. Щелованова, В. Н. Мя-
Сищева, постепенно вышли за рамки рефлексологического подхода.
Говоря о значении рефлексологии, Бехтерев подчеркивал, что
Научно-объясняющая функция, содержащаяся в понятии рефлекса,
Основана на предпосылках механической и биологической причин-
Ности. Принцип механической причинности, с его точки зрения,
Опирается на закон сохранения энергии. Согласно этой мысли, все,
В том числе и самые сложные и тонкие, формы поведения можно
Рассмотреть как частные случаи действия общего закона механиче-
Ской причинности, так как все они не что иное, как качественные
Трансформации единой материальной энергии. Как уже отмеча-
Лось, в стремлении связать психическую деятельность с энергетиче-
Скими законами, в частности с законом сохранения энергии, Бехте-
Рев не был одинок, так как теория энергетизма Маха была доста-
Точно популярна в психологии. Однако Бехтерев не ограничивался
Теорией энергетизма, связывая рефлекс и с биологией, в которой
Жизнь рассматривается как сумма сложных физиологических про-
Цессов, обусловленных взаимодействием организма со средой и
Приспособлением к среде. С этой точки зрения, рефлекс есть способ
Установления относительно устойчивого равновесия между орга-
Низмом и комплексом условий, действующих на него. Так появи-
Лось одно из основных положений Бехтерева о том, что отдельные
Жизненные проявления организма приобретают черты механиче-
Ской причинности и биологической направленности и имеют ха-
Рактер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и ут-
Вердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды.
Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельно-
Сти, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не о наследуемом
характере рефлексов. Так, в 1923 г. в книге ≪Основы общей рефлек-
сологии≫ он, полемизируя с Павловым, доказывал, что не сущест-
Вует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал,
Что общество осуществляет своего рода социальный отбор, созда-
Вая нравственную личность. Таким образом, именно социальная
Среда является источником развития человека; наследственность
Задает лишь тип реакции, но сами реакции развиваются в течение
Жизни. Доказательством такой пластичности, гибкости нервной
Системы, ее зависимости от окружающей среды послужили, по мне-
Нию Бехтерева, исследования генетической рефлексологии, дока-
Завшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и
Детей раннего возраста.
Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в пси-
Хологии и был одним из немногих психологов начала XX в., ко-
Торые трактовали в тот период личность как интегративное целое.
Он рассматривал созданный им Педологический институт как
Центр по изучению личности, которая является основой воспита-
Ния. Как бы ни были разносторонни интересы Бехтерева, он всегда
Подчеркивал, что все они концентрируются вокруг одной цели -
≪изучить человека и суметь его воспитать≫. Бехтерев фактически
Ввел в психологию понятия индивид, индивидуальность и личность,
Считая, что индивид - это биологическая основа, над которой над-
Страивается социальная сфера личности. Большое значение имели
И исследования Бехтеревым структуры личности, в которой он вы-
Делял пассивную и активную, сознательную и бессознательную
Части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязи.
Интересно, что, как и Фрейд, он отмечал доминирующую роль
Бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и считал необ-
Ходимым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время,
На сознательное поведение. Исследуя способы коррекции отклоня-
Ющегося поведения, он исходил из ограниченности тех способов
Коррекции, которые во главу угла ставили положительное подкреп-
Ление желательного поведения и отрицательное подкрепление не-
Желательного. Он полагал, что любое подкрепление может зафик-