В годы сталинского тоталитаризма Павлов мужественно и по-
Следовательно выступал против идеологических репрессий, от-
Стаивая право личности на свободу и независимость от партийно-
Государственного диктата. В 1950 г. по личном указанию Сталина
прошла так называемая ≪павловская сессия≫ двух академий -
Академии наук СССР и Академии медицинских наук, где по об-
Винению в отступлении от учения Павлова была учинена расправа
Над его независимо мыслящими, наиболее преданными ему учени-
Ками (Л. А. Орбели и др.). Тем самым были преданы научные
Идеалы, которые Павлов бескомпромиссно отстаивал на протяже-
Нии всей жизни: свобода мысли и творчества, бескорыстное служе-
Ние истине, критическое отношение к фактам и теориям незави-
Симо от авторитета выдвигавших их ученых.
Павлов создал крупнейшую международную научную школу (ее
Прошли свыше 300 исследователей). Ему единственному учеными
было присвоено звание ≪старейшины физиологов мира≫.
Одновременно с Павловым свою концепцию объективной пси-
Хологии выстраивал В.М.Бехтерев (1857-1927). Бехтерев получил
образование в Петербургской медико-хирургической академии,
Которая в 70-е годы XIX в. была одним из крупнейших научных и
учебных центров. В это время в академии работали такие извест-
Ные ученые, как химик А. П. Бородин, врач Н. И. Пирогов, физио-
Лог И.М.Сеченов. В студенческие годы Бехтерев окончательно
Определился в своих научных интересах, центральное место в кото-
Рых занимала психиатрия, исследование душевной жизни человека.
В 1878 г. после окончания академии он работал в клинике душев-
ных и нервных болезней Мержеевского для подготовки к профес-
Сорскому званию, которое он получил в 1881 г. после блестящей
Защиты диссертации.
Во время своей заграничной командировки, которую он пред-
Принял для ознакомления с зарубежными достижениями в психи-
Атрии и психологии, Бехтерев получил приглашение возглавить
кафедру душевных болезней в Казанском университете. Одним из
его требований при вступлении в должность была организация
Экспериментальной психологической лаборатории, которая и была
Создана в 1885 г. В 1893 г. он переехал в Петербург и стал заве-
дующим кафедрой психиатрии в Военно-медицинской академии.
В то же время Бехтерев уделял значительное внимание психоло-
гии, он выдвинул план ее превращения в объективную естествен-
Ную науку. В начале XX в. появились его первые книги, в которых
Излагались основные принципы объективной психологии, позже
Названной им рефлексологией. В 1907 г. Бехтерев организовал Пси-
Хоневрологический институт, на базе которого была создана сеть
Научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том
Числе и первый в России Педологический институт. Это позволило
Бехтереву связать теоретические и практические исследования, что
Было особенно необходимо в тот период, период формирования
Экспериментальной психологии в России. Работа этих институтов
Продолжалась и после революции, причем в 20-е годы были созда-
Ны лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии,
Которые возглавили ученики Бехтерева - В.Н.Мясищев и Н.М.Ще-
Лованов.
Разрабатывая свою объективную психологию как психологию
Поведения, основанную на экспериментальном исследовании реф-
Лекторной природы человеческой психики, Бехтерев тем не менее
Не отвергал сознание. В отличие от бихевиористов он включал его
В предмет психологии, так же как и субъективные методы исследо-
Вания психики, в том числе самонаблюдение. Основные положения
новой науки изложены им в работах ≪Объективная психология≫
(1903) и ≪Общие основания рефлексологии≫ (1918). Он исходил из
Того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлек-
Сологический эксперимент, не противоречат, не заменяют, но до-
Полняют данные, полученные при психологических исследованиях,
Анкетировании и самонаблюдении. Говоря о связи между рефлек-
Сологией и психологией, можно провести аналогию с соотношени-
Ем между механикой и физикой. Известно, что все многообразные
Физические процессы можно в принципе свести к механическому
Движению частиц, аналогичным образом можно допустить, что все
Психологические процессы сводятся в конечном счете к различным
Типам рефлексов. Но как из общих понятий о материальной точке
Нельзя извлечь свойства реальной материи, так невозможно вычис-