Ну, педагогику и другие науки о человеке. Павлов исходил из прин-
Ципа эволюционно-биологического объяснения функций организ-
Ма как целостной системы, главным регулятором деятельности
которой является нервная система (принцип ≪нервизма≫). Начав с
Изучения кровообращения и пищеварения, он перешел к исследо-
Ванию поведения целостного организма, механизмов его адаптации
К окружающей среде и факторов, которые определяют приобрете-
Ние им новых форм, адекватных задачам адаптации.
Отклонив представления о том, что эти процессы определяются
Нематериальной душой, Павлов на огромном экспериментальном
Материале доказал, что основным актом поведения является услов-
Ный рефлекс (термин введен Павловым), реализуемый высшими
Нервными центрами - корой больших полушарий головного мозга
И ближайшей подкоркой. Им были всесторонне изучены законо-
Мерности динамики нервных процессов (торможение, иррадиация,
Концентрация и др.), которая обусловливает внешние проявления
Поведения. Наряду с условными рефлексами были выделены другие
категории рефлексов {ориентировочный рефлекс, рефлекс цели, реф-
Лекс свободы), объясняющие биологическое своеобразие жизнедея-
Тельности.
Органы чувств Павлов трактовал как анализаторы, видя в них
целостные ≪приборы≫, включающие наряду с периферийными бло-
Ками центральные, локализованные в коре больших полушарий.
Следуя Сеченову, он мыслил взаимодействие организма со средой
Не по типу механистической детерминации, а как регулируемое
Внешними агентами, выполняющими роль сигналов. Они позволя-
Ют организму различать свойства внешних объектов и эффективно
Действовать в изменчивых и непредсказуемых условиях среды,
Предвосхищая течение будущих событий. Сигналы носят систем-
Ный характер, причем они образуют две системы: сенсорную (в пси-
хологическом плане ей соответствуют чувственные образы - ощу-
Щения, представления) и вербальную (ей соответствуют слова, уст-
Ные и письменные знаки человеческой речи). Благодаря вторым
Сигналам в результате анализа и синтеза чувственных образов воз-
Никают обобщенные умственные образы (или понятия). Этим опре-
Деляется качественное различие между поведением животных, по-
Скольку у них оно регулируется только нервной сигнальной систе-
Мой, и человека, у которого обе системы связаны и лишь в случае
Патологии наблюдается разрыв между ними.
Имея биологическое происхождение, условный рефлекс образу-
Ется на основе врожденного, безусловного (определенной потреб-
ности, например, в пище, в защите от вредных воздействий и др.),
Причем организм постоянно учится различать, дифференцировать
Сигналы. Если сигнал ведет к успеху, т.е. подкрепляется, между
Ним и ответным действием организма образуется связь, которая
При повторении становится все более прочной. Тем не менее она
Является временной и, если в дальнейшем не подкрепляется, то бла-
Годаря нервному процессу торможения гаснет. Павлов и его школа
всесторонне изучили динамику образования и изменения условных
Рефлексов, открыв механизмы многих нервно-психических прояв-
Лений, в том числе неврозов.
Павлов изучал и другие рефлексы, в частности ориентировочный,
или, как он его называл, рефлекс ≪Что такое?≫. Он заключается в
Том, что организм как будто непрерывно задает этот вопрос окру-
Жающему миру, стремясь оценить ситуацию, в которой он оказался,
И понять, что представляет для него наибольшую ценность. Павлов
Также разработал учение о различных типах высшей нервной дея-
тельности {темпераментах), о динамическом стереотипе как устой-
Чивом комплексе реакций и др.
Отношение Павлова к психологии изменялось в различные пе-
Риоды творчества. Какое-то время он считал, что областью психо-
Логии является внутренний мир сознания субъекта, и на этом осно-
Вании запрещал сотрудникам использовать психологические поня-
Тия, чтобы не отступать от строго объективного объяснения на-
Блюдаемых фактов, и даже штрафовал за это. В итоговых же рабо-
Тах он исходил из того, что условный рефлекс следует считать не
Только физиологическим, но и психологическим явлением. Физио-
Логическое понятие о временной связи он отождествлял с психоло-
Гическим понятием об ассоциации. В психологическом же сообще-
Стве учение Павлова было повсеместно оценено как основа всех
Наук о поведении.