Ну, педагогику и другие науки о человеке. Павлов исходил из прин-

Ципа эволюционно-биологического объяснения функций организ-

Ма как целостной системы, главным регулятором деятельности

которой является нервная система (принцип ≪нервизма≫). Начав с

Изучения кровообращения и пищеварения, он перешел к исследо-

Ванию поведения целостного организма, механизмов его адаптации

К окружающей среде и факторов, которые определяют приобрете-

Ние им новых форм, адекватных задачам адаптации.

Отклонив представления о том, что эти процессы определяются

Нематериальной душой, Павлов на огромном экспериментальном

Материале доказал, что основным актом поведения является услов-

Ный рефлекс (термин введен Павловым), реализуемый высшими

Нервными центрами - корой больших полушарий головного мозга

И ближайшей подкоркой. Им были всесторонне изучены законо-

Мерности динамики нервных процессов (торможение, иррадиация,

Концентрация и др.), которая обусловливает внешние проявления

Поведения. Наряду с условными рефлексами были выделены другие

категории рефлексов {ориентировочный рефлекс, рефлекс цели, реф-

Лекс свободы), объясняющие биологическое своеобразие жизнедея-

Тельности.

Органы чувств Павлов трактовал как анализаторы, видя в них

целостные ≪приборы≫, включающие наряду с периферийными бло-

Ками центральные, локализованные в коре больших полушарий.

Следуя Сеченову, он мыслил взаимодействие организма со средой

Не по типу механистической детерминации, а как регулируемое

Внешними агентами, выполняющими роль сигналов. Они позволя-

Ют организму различать свойства внешних объектов и эффективно

Действовать в изменчивых и непредсказуемых условиях среды,

Предвосхищая течение будущих событий. Сигналы носят систем-

Ный характер, причем они образуют две системы: сенсорную (в пси-

хологическом плане ей соответствуют чувственные образы - ощу-

Щения, представления) и вербальную (ей соответствуют слова, уст-

Ные и письменные знаки человеческой речи). Благодаря вторым

Сигналам в результате анализа и синтеза чувственных образов воз-

Никают обобщенные умственные образы (или понятия). Этим опре-

Деляется качественное различие между поведением животных, по-

Скольку у них оно регулируется только нервной сигнальной систе-

Мой, и человека, у которого обе системы связаны и лишь в случае

Патологии наблюдается разрыв между ними.

Имея биологическое происхождение, условный рефлекс образу-

Ется на основе врожденного, безусловного (определенной потреб-

ности, например, в пище, в защите от вредных воздействий и др.),

Причем организм постоянно учится различать, дифференцировать

Сигналы. Если сигнал ведет к успеху, т.е. подкрепляется, между

Ним и ответным действием организма образуется связь, которая

При повторении становится все более прочной. Тем не менее она

Является временной и, если в дальнейшем не подкрепляется, то бла-

Годаря нервному процессу торможения гаснет. Павлов и его школа

всесторонне изучили динамику образования и изменения условных

Рефлексов, открыв механизмы многих нервно-психических прояв-

Лений, в том числе неврозов.

Павлов изучал и другие рефлексы, в частности ориентировочный,

или, как он его называл, рефлекс ≪Что такое?≫. Он заключается в

Том, что организм как будто непрерывно задает этот вопрос окру-

Жающему миру, стремясь оценить ситуацию, в которой он оказался,

И понять, что представляет для него наибольшую ценность. Павлов

Также разработал учение о различных типах высшей нервной дея-

тельности {темпераментах), о динамическом стереотипе как устой-

Чивом комплексе реакций и др.

Отношение Павлова к психологии изменялось в различные пе-

Риоды творчества. Какое-то время он считал, что областью психо-

Логии является внутренний мир сознания субъекта, и на этом осно-

Вании запрещал сотрудникам использовать психологические поня-

Тия, чтобы не отступать от строго объективного объяснения на-

Блюдаемых фактов, и даже штрафовал за это. В итоговых же рабо-

Тах он исходил из того, что условный рефлекс следует считать не

Только физиологическим, но и психологическим явлением. Физио-

Логическое понятие о временной связи он отождествлял с психоло-

Гическим понятием об ассоциации. В психологическом же сообще-

Стве учение Павлова было повсеместно оценено как основа всех

Наук о поведении.

Наши рекомендации