Пейской психологии в качестве сверхличного, объединяющего
Было признано мышление, т. е. рациональное в душе человека.
Сверхличность характеризуется не только тем, что она является
Объединяющей, организующей функцией сознания, но и тем, что
Она вырабатывается и формируется коллективными усилиями лю-
дей, в недрах социальности, культуры общества, как, например, ло-
Гика Милля.
В то же время отечественная психология не отрицала сверх-
Личных элементов в сознании и видела их прежде всего в нравст-
Венности, также разрабатываемой не отдельными личностями, но
Коллективами людей, нациями. Некоторые ученые пытались све-
Сти эти сверхличные компоненты к религии, понимая ее как осно-
Ву нравственности, которая не вырабатывается народом, а дается
Ему в готовом виде.
Следствием такого подхода явилась не только этическая ори-
Ентация нашей науки, но и ее сакральность, стремление некоторой
Части ученых уничтожить границы между знанием и верой. Те же
Этические, нравственные элементы были положены большинством
Ученых в основу национального самосознания, которое поэтому
Базировалось не на единстве языка, как в европейской психоло-
Гии, а на единстве веры или сходном эмоциональном отклике на
События внешнего мира.
Таким образом, логика развития науки, социальная ситуация и
Особенности самосознания, повлияв на развитие отечественной пси-
Хологии, определили ее качественное отличие от зарубежной. Кро-
Ме того, по характеру постановки и решения основных психологи-
Ческих проблем можно определить время, в которое жил ученый.
Отечественная психология в 20-40-е годы XX века
Советская психология, которая формировалась в начале 20-х го-
Дов XX в., развивалась не на пустом месте, она вобрала в себя мно-
Гие традиции отечественной психологии, естествознания, педагоги-
Ки и философии. Интенсивное развитие экспериментальной психо-
Логии продолжалось и после 1917г., так как в отличие от филосо-
Фов ведущие психологи не эмигрировали и не были высланы из
Страны. Однако уже в первые годы советской власти появились но-
Вые имена и новые проблемы, главной из которых была задача по-
Строения иной, марксистской психологии. Именно в этом видели
Свою цель П.П.Блонский, К.Н.Корнилов, М.Я.Басов, А.Б.Зал-
Кинд, Л. С. Выготский и другие психологи.
Двадцатые годы стали временем рождения советской психоло-
Гии, активных поисков ее методологических основ и путей разви-
Тия. Необходимо было пересмотреть основные открытия дорево-
Люционной психологической науки и, выделив из них главное,
Нужное для новой науки, соединить с теорией марксизма. В отече-
Ственной психологии в этот момент было несколько школ и на-
Правлений, сторонники которых резко расходились во взглядах
На многие проблемы. Поэтому в первые 6-7 лет своего развития
Она переживала трудный этап формирования, становления. Отсю-
Да и неизбежный в этот период отрыв теоретических исследова-
Ний от психолого-педагогической практики и большое количест-
Во конференций, широких дискуссий по основным теоретическим
Проблемам психологии.
Значение психологии в это время объясняется задачей, стоявшей
Перед новым обществом, - необходимостью воспитания нового че-
Ловека, гражданина. Поиски объективного метода исследования,
Являющегося основой материалистического подхода к психике,
Привели к увлечению биогенетическими теориями (теория рекапи-
Туляции, психоанализ). В то же время задача формирования нового
Человека заставляла вглядываться в значение среды, ее роли в уско-
Рении и изменении развития психики. Поэтому главные дискуссии
Х годов проходили в борьбе этих подходов.
Так как направление, ориентированное на немарксистскую фи-
Лософию, не могло полноценно развиваться в новой социальной
Действительности, ведущими течениями, которые в это время раз-
Вивались в России, стали учение о поведении, основы которого были
Заложены Сеченовым, а также педология и психотехника, ориенти-
Рованные на практическое использование психологии в новой шко-
Ле и на новом производстве.
Продолжателем направления, заложенного Сеченовым, стал фи-
Зиолог И.П.Павлов (1849-1936). Он создал учение о высшей нерв-
Ной деятельности (поведении) живых существ, коренным образом
Преобразовавшее физиологию и обогатившее психологию, медици-
Мярцинкопскии 4о I