Ликовский стремился не только исследовать роль речи в мышлении

Но и показать ее влияние на развитие нравственности. Он писал,

что ≪научно-философская даль, раскрывающаяся перед человеком

В процессе познания, психологически связана и с другой бесконеч-

ностью - нравственной≫.

Ставя вопрос о взаимосвязи творчества и нравственности в

Структуре личности, Овсянико-Куликовский выделял в субъекте

Постоянное активное начало, которое реализуется и проявляется в

Творчестве. В объекте он видел ту же самую деятельность, но уже

Кристаллизовавшуюся, застывшую в своем результате. Естественно,

что главным предметом его анализа было не содержание, а форма

Художественного произведения.

Продолжая и развивая мысли Потебни о природе художествен-

Ного творчества, Овсянико-Куликовский писал, что художествен-

Ная деятельность мотивируется не извне, а изнутри, являясь порож-

Дением духовной потребности, потребности в самовыражении.

Таким образом, художественное творчество представляет собой

Сочетание двух условий - наличия потребности выразить себя,

Свою мысль или настроение и создание соответствующего дан-

Ному настроению или мысли выражения. Ценность художествен-

Ного произведения определяется в этой теории не пользой, кото-

Рую оно приносит, а гибкостью его формы, ее способностью вы-

Звать соответствующее эмоциональное состояние у читателей и

Зрителей.

Важность этой мысли для Овсянико-Куликовского связана с

Тем, что процесс творчества происходит не только при создании,

Но и при восприятии художественного произведения, так как при

Этом мы в некотором роде воспроизводим путь его создания, пе-

Реживаем то же состояние творчества, что и художник. Овсянико-

Куликовский говорил, что искусство - это умственная творческая

Деятельность, направленная на постижение и развитие человечно-

Сти и обладающая особыми стимулами - возбудителями творчест-

ва, которыми служат художественные образы и ≪лирическое чув-

ство≫. Для того чтобы понять произведение, т.е. воспроизвести

Путь его создания, подчеркивал он, нужны определенные жизнен-

Ный опыт и уровень умственного развития.

На основе психологии поэтического творчества Овсянико-Кули-

Ковский пытался вывести некоторые закономерности развития

Национальной, этнической поэзии. Он говорил, что древняя поэзия

Была синкретична, т. е. объединяла в себе разные формы - танцы,

Песни, стихи, и лишь со временем эти виды искусства постепенно

разделялись, образуя самостоятельный вид творчества. Он также

Подчеркивал, что без личности, как и без национальности, поэзия

Не может развиваться, она всегда несет на себе отпечаток того и

Другого, т. е. художественное произведение всегда национально и

Индивидуально.

Таким образом, теория психологии творчества, разработанная

Овсянико-Куликовским, поднимала важнейшие для отечественной

Науки проблемы, связанные с динамикой развития личностного

Начала в человеке, которое проявляется в нравственности и твор-

Честве.

* * *

Анализ развития психологии на рубеже XIX-XX вв. показыва-

Ет, что в этот период в российской науке, как и в зарубежной, появ-

Ляется несколько направлений, которые предлагают собственную

Концепцию построения психологии.

Это, прежде всего, экспериментальная психология, которая, взяв

За основу труды Вундта, стремилась разработать объективные

Методы изучения мышления, эмоций, индивидуальных различий,

Воли и внимания. Грот, Ланге, Лазурский, Введенский, каждый

По-своему, соединяли лабораторный эксперимент с достижения-

Ми психофизиологии и философии, достигая значительных резуль-

Татов.

Говоря о значении теории психологизма, необходимо отметить,

Что она поднимала важнейшие для отечественной науки проблемы,

Связанные с динамикой развития личностного начала в человеке,

Которое проявляется в нравственности и творчестве.

Процесс становления личности, ее самосознания и самоопре-

Деления был также в центре внимания ученых, которые создали

Оригинальные психологические концепции, ориентированные на

Взгляды В.Соловьева.

Как показывает анализ этих теорий, отечественная психология

Начала развиваться по-настоящему именно с признания первенства

Индивидуального, личного, а не сверхличного духа, что и стало

Ее основным отличием от зарубежной науки. При этом в евро-

Наши рекомендации