Ликовский стремился не только исследовать роль речи в мышлении
Но и показать ее влияние на развитие нравственности. Он писал,
что ≪научно-философская даль, раскрывающаяся перед человеком
В процессе познания, психологически связана и с другой бесконеч-
ностью - нравственной≫.
Ставя вопрос о взаимосвязи творчества и нравственности в
Структуре личности, Овсянико-Куликовский выделял в субъекте
Постоянное активное начало, которое реализуется и проявляется в
Творчестве. В объекте он видел ту же самую деятельность, но уже
Кристаллизовавшуюся, застывшую в своем результате. Естественно,
что главным предметом его анализа было не содержание, а форма
Художественного произведения.
Продолжая и развивая мысли Потебни о природе художествен-
Ного творчества, Овсянико-Куликовский писал, что художествен-
Ная деятельность мотивируется не извне, а изнутри, являясь порож-
Дением духовной потребности, потребности в самовыражении.
Таким образом, художественное творчество представляет собой
Сочетание двух условий - наличия потребности выразить себя,
Свою мысль или настроение и создание соответствующего дан-
Ному настроению или мысли выражения. Ценность художествен-
Ного произведения определяется в этой теории не пользой, кото-
Рую оно приносит, а гибкостью его формы, ее способностью вы-
Звать соответствующее эмоциональное состояние у читателей и
Зрителей.
Важность этой мысли для Овсянико-Куликовского связана с
Тем, что процесс творчества происходит не только при создании,
Но и при восприятии художественного произведения, так как при
Этом мы в некотором роде воспроизводим путь его создания, пе-
Реживаем то же состояние творчества, что и художник. Овсянико-
Куликовский говорил, что искусство - это умственная творческая
Деятельность, направленная на постижение и развитие человечно-
Сти и обладающая особыми стимулами - возбудителями творчест-
ва, которыми служат художественные образы и ≪лирическое чув-
ство≫. Для того чтобы понять произведение, т.е. воспроизвести
Путь его создания, подчеркивал он, нужны определенные жизнен-
Ный опыт и уровень умственного развития.
На основе психологии поэтического творчества Овсянико-Кули-
Ковский пытался вывести некоторые закономерности развития
Национальной, этнической поэзии. Он говорил, что древняя поэзия
Была синкретична, т. е. объединяла в себе разные формы - танцы,
Песни, стихи, и лишь со временем эти виды искусства постепенно
разделялись, образуя самостоятельный вид творчества. Он также
Подчеркивал, что без личности, как и без национальности, поэзия
Не может развиваться, она всегда несет на себе отпечаток того и
Другого, т. е. художественное произведение всегда национально и
Индивидуально.
Таким образом, теория психологии творчества, разработанная
Овсянико-Куликовским, поднимала важнейшие для отечественной
Науки проблемы, связанные с динамикой развития личностного
Начала в человеке, которое проявляется в нравственности и твор-
Честве.
* * *
Анализ развития психологии на рубеже XIX-XX вв. показыва-
Ет, что в этот период в российской науке, как и в зарубежной, появ-
Ляется несколько направлений, которые предлагают собственную
Концепцию построения психологии.
Это, прежде всего, экспериментальная психология, которая, взяв
За основу труды Вундта, стремилась разработать объективные
Методы изучения мышления, эмоций, индивидуальных различий,
Воли и внимания. Грот, Ланге, Лазурский, Введенский, каждый
По-своему, соединяли лабораторный эксперимент с достижения-
Ми психофизиологии и философии, достигая значительных резуль-
Татов.
Говоря о значении теории психологизма, необходимо отметить,
Что она поднимала важнейшие для отечественной науки проблемы,
Связанные с динамикой развития личностного начала в человеке,
Которое проявляется в нравственности и творчестве.
Процесс становления личности, ее самосознания и самоопре-
Деления был также в центре внимания ученых, которые создали
Оригинальные психологические концепции, ориентированные на
Взгляды В.Соловьева.
Как показывает анализ этих теорий, отечественная психология
Начала развиваться по-настоящему именно с признания первенства
Индивидуального, личного, а не сверхличного духа, что и стало
Ее основным отличием от зарубежной науки. При этом в евро-