Важны, с данной точки зрения, знания о том, кто из героев про-

Шлого особенно часто упоминается в определенный период, это

Также помогает точнее и глубже понять типичные переживания и

Стремления людей в конкретную эпоху. В 20-х годах более под-

Робно об этом писал Г. Шпет, доказывая, что именно такого рода

Переживания и лежат в основе национальной идентичности. Не-

Даром в пореформенную и послереформенную эпохи наибольшее

Внимание ученых и писателей привлекала личность Петра I, а в

Х годах XIX в. - Пушкина. Не менее примечательна и на-

Раставшая в начале XX в. в России популярность драм Шекспира,

особенно ≪Гамлета≫, на что одним из первых обратил внимание

Лопатин.

Таким образом, литературоведы и филологи стремились понять

Психологию данного народа в определенную эпоху. Однако наи-

Большее внимание этим проблемам уделялось в теории, разраба-

Тываемой Д. Н. Овсянико-Куликовским (1853-1920).

Овсянико-Куликовский, как и Петражицкий, является одним

Из ведущих представителей теории психологизма в России и осно-

Вателем школы, получившей название психологии творчества. Раз-

Вивая эту теорию, он стремился преодолеть некоторую ограничен-

Ность современной ему психологии, которая часто рассматривала

Человека как бессловесное животное, не замечая или не исследуя

Влияния речи на психику. Он опирался на работы психологов, кото-

Рые рассматривают слово не как готовый продукт, а как деятель-

Ность, энергию, т.е. на работы Сеченова, Потебни, Вундта и других

Ученых.

Овсянико-Куликовский пытался объяснить процесс художест-

Венного творчества, исследуя механизм его появления из глубин

Индивидуальных переживаний; он понимал это возникновение как

Самопорождение, саморазвитие духа. С его точки зрения, творчест-

Во может быть продуктом только личной, а не коллективной дея-

Тельности. Он считал науку, искусство, религию разновидностями

≪отвердевшего≫ индивидуального духа, поэтому он доказывал,

Что для их понимания надо подняться к истокам той творческой

Деятельности, которая всегда индивидуальна.

Для исследования этой индивидуальной психической деятель-

Ности он применил закон сохранения энергии, назвав его законом

Сохранения, экономии умственных сил, а также ввел в психологию

Творчества идеи эксперимента и наблюдения, разделив творцов на

Субъективных наблюдателей и объективных экспериментаторов.

Он доказывал, что жизнь духа - это работа мысли, чувства и

Воли, подчеркивая при этом, что человеческая мысль работает

Двояко - тратя и сберегая психическую энергию. С его точки зре-

Ния, энергия сберегается в тех процессах, которые происходят в

бессознательном плане, так как эта работа совершается автомати-

Чески и не приковывает к себе внимания. Он делает акцент именно

На проблеме внимания, так как, по его мнению, показатель траты

Энергии - утомление, которое испытывает от напряженного внима-

Ния человек.

Идея Овсянико-Куликовского состоит не только в применении

Энергетического принципа к мышлению, но и в новом понимании

Роли языка, слова в этом процессе. Он считал, что язык помогает

Экономить психическую энергию в процессе мышления, так как при

Помощи слова общее суждение, появляясь и действуя почти авто-

Матически, быстро упорядочивает множество фактов и тем самым

Сберегает энергию. Так, овладение грамматикой в детском возрасте

Требует определенных усилий и затраты энергии, но затем эконо-

Мит гораздо больше энергии у взрослого, сберегая его силы при

Разговоре и мышлении. Именно в этом, т.е. в смене процессов

Траты и сохранения энергии, и состоит психическое развитие, с

Точки зрения Овсянико-Куликовского.

Развитие речи не только помогает сберечь впоследствии энер-

Гию, но и пробуждает самосознание, рефлексию человека. Таким

образом, задача образования, как справедливо отмечал Овсянико-

Куликовский, состоит не в том, чтобы наполнить голову ребенка

Каким-то материалом, а в том, чтобы, упражняя рефлексию, воспи-

Тать самосознание и выработать критическую силу мысли. Появ-

Ляющаяся у взрослого бессознательная логическая мысль, сбере-

Гающая его силы, возникла за счет того, что когда-то была затра-

Чена энергия на овладение грамматикой; таким образом, грамма-

Тика сберегает силы для логики, считал он.

Как практически все отечественные психологи, Овсянико-Ку-

Наши рекомендации