Важны, с данной точки зрения, знания о том, кто из героев про-
Шлого особенно часто упоминается в определенный период, это
Также помогает точнее и глубже понять типичные переживания и
Стремления людей в конкретную эпоху. В 20-х годах более под-
Робно об этом писал Г. Шпет, доказывая, что именно такого рода
Переживания и лежат в основе национальной идентичности. Не-
Даром в пореформенную и послереформенную эпохи наибольшее
Внимание ученых и писателей привлекала личность Петра I, а в
Х годах XIX в. - Пушкина. Не менее примечательна и на-
Раставшая в начале XX в. в России популярность драм Шекспира,
особенно ≪Гамлета≫, на что одним из первых обратил внимание
Лопатин.
Таким образом, литературоведы и филологи стремились понять
Психологию данного народа в определенную эпоху. Однако наи-
Большее внимание этим проблемам уделялось в теории, разраба-
Тываемой Д. Н. Овсянико-Куликовским (1853-1920).
Овсянико-Куликовский, как и Петражицкий, является одним
Из ведущих представителей теории психологизма в России и осно-
Вателем школы, получившей название психологии творчества. Раз-
Вивая эту теорию, он стремился преодолеть некоторую ограничен-
Ность современной ему психологии, которая часто рассматривала
Человека как бессловесное животное, не замечая или не исследуя
Влияния речи на психику. Он опирался на работы психологов, кото-
Рые рассматривают слово не как готовый продукт, а как деятель-
Ность, энергию, т.е. на работы Сеченова, Потебни, Вундта и других
Ученых.
Овсянико-Куликовский пытался объяснить процесс художест-
Венного творчества, исследуя механизм его появления из глубин
Индивидуальных переживаний; он понимал это возникновение как
Самопорождение, саморазвитие духа. С его точки зрения, творчест-
Во может быть продуктом только личной, а не коллективной дея-
Тельности. Он считал науку, искусство, религию разновидностями
≪отвердевшего≫ индивидуального духа, поэтому он доказывал,
Что для их понимания надо подняться к истокам той творческой
Деятельности, которая всегда индивидуальна.
Для исследования этой индивидуальной психической деятель-
Ности он применил закон сохранения энергии, назвав его законом
Сохранения, экономии умственных сил, а также ввел в психологию
Творчества идеи эксперимента и наблюдения, разделив творцов на
Субъективных наблюдателей и объективных экспериментаторов.
Он доказывал, что жизнь духа - это работа мысли, чувства и
Воли, подчеркивая при этом, что человеческая мысль работает
Двояко - тратя и сберегая психическую энергию. С его точки зре-
Ния, энергия сберегается в тех процессах, которые происходят в
бессознательном плане, так как эта работа совершается автомати-
Чески и не приковывает к себе внимания. Он делает акцент именно
На проблеме внимания, так как, по его мнению, показатель траты
Энергии - утомление, которое испытывает от напряженного внима-
Ния человек.
Идея Овсянико-Куликовского состоит не только в применении
Энергетического принципа к мышлению, но и в новом понимании
Роли языка, слова в этом процессе. Он считал, что язык помогает
Экономить психическую энергию в процессе мышления, так как при
Помощи слова общее суждение, появляясь и действуя почти авто-
Матически, быстро упорядочивает множество фактов и тем самым
Сберегает энергию. Так, овладение грамматикой в детском возрасте
Требует определенных усилий и затраты энергии, но затем эконо-
Мит гораздо больше энергии у взрослого, сберегая его силы при
Разговоре и мышлении. Именно в этом, т.е. в смене процессов
Траты и сохранения энергии, и состоит психическое развитие, с
Точки зрения Овсянико-Куликовского.
Развитие речи не только помогает сберечь впоследствии энер-
Гию, но и пробуждает самосознание, рефлексию человека. Таким
образом, задача образования, как справедливо отмечал Овсянико-
Куликовский, состоит не в том, чтобы наполнить голову ребенка
Каким-то материалом, а в том, чтобы, упражняя рефлексию, воспи-
Тать самосознание и выработать критическую силу мысли. Появ-
Ляющаяся у взрослого бессознательная логическая мысль, сбере-
Гающая его силы, возникла за счет того, что когда-то была затра-
Чена энергия на овладение грамматикой; таким образом, грамма-
Тика сберегает силы для логики, считал он.
Как практически все отечественные психологи, Овсянико-Ку-