Большее влияние она оказала на литературоведение и юриспруден-
Цию. Благодаря развитию экспериментального метода и математи-
Ческого анализа психология, по общему мнению, в это время всту-
Пила окончательно и бесповоротно в число точных наук. В каче-
стве такой объективной, позитивной дисциплины она и была объ-
Явлена основной наукой о духе, все же остальные науки о человеке
Рассматривались как производное от нее или методы психологии.
Предмет этих наук, как и предмет самой психологии, понимался в
Виде кристаллизованной формы духовного творчества. С такой
Точки зрения, наука, искусство, право существуют только в пере-
Живаниях отдельных людей и все эти проявления объективного
Духа являются лишь продуктами индивидуально-психической дея-
Тельности. Такое безграничное расширение пределов психологии
Было равнозначно возведению ее в ранг научной философии.
Теория психологизма повлияла и на развитие самой психологии,
Так как в рамках той психологии, которая существовала к началу
Х годов, т.е. психологии эмпирической и психофизической, не-
Возможно было решать психологические проблемы этики, эстети-
Ки, логики. Так, в частности, возникла волюнтаристическая психо-
Логия, которая попыталась решить поставленные перед ней психо-
Логизмом проблемы.
В литературоведении психологическое влияние связано прежде
Всего с именем Д.Н. Овсянико-Куликовского и его теорией пси-
Хологии творчества. В юриспруденции психология проявилась
Главным образом в работах Л. И. Петражицкого, посвященных раз-
Витию нравственных и правовых чувств.
Л.И.Петражицкий (1867-1931) был одним из наиболее значи-
Тельных представителей теории психологизма. Первоначально
поступив на медицинский факультет Киевского университета, он
перешел на юридический факультет, по окончании которого про-
должил юридическое образование в Берлине. По возвращении в
Россию в 1897 г. Петражицкий защитил докторскую диссертацию и
Стал в 1898 г. заведующим кафедрой энциклопедии и философии
права в Петербургском университете. В этот период Петражицкий
Активно занимался не только научной, но и политической деятель-
Ностью. Он входил в ЦК партии кадетов и был избран депутатом
Первой Государственной думы. В 1918 г. он эмигрировал в Польшу
И стал профессором и заведующим кафедрой философии Варшав-
ского университета, которую и занимал до конца жизни (он покон-
Чил самоубийством в состоянии сильной депрессии).
Занимаясь теорией психологизма, Петражицкий связывал пси-
Хологию с юриспруденцией в своих работах, посвященных разви-
тию нравственных и правовых чувств: ≪Введение в психологию
права и нравственности. Основы эмоциональной психологии≫
(1908), ≪Теория права и государства в связи с теорией нравствен-
ности≫ (1909), ≪Новое учение о праве и нравственности≫ (1910).
Петражицкий доказывал, что право есть психический фактор
Общественной жизни и потому оно действует изнутри, через пси-
Хику, а не извне, через давление общества. Таким образом, право
(как наука и искусство) существует только в переживаниях от-
Дельных людей и является кристаллизованной формой индивиду-
Ально-психической деятельности. Действие права состоит, дока-
Зывал ученый, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов
К разным действиям, а во-вторых, в укреплении и развитии одних
Склонностей и черт человеческого характера и искоренении других,
Т. е. в воспитании народной психики. Первое действие он называл
Мотивационным или импульсивным действием права, а второе -
Его педагогическим действием. Таким образом, Петражицкий пе-
Ресмотрел существовавшие в его время взгляды на проблему и
предмет права, переводя его во внутренний план и исследуя преж-
Де всего способы формирования правовой, или нравственной, мо-
Тивации.
Говоря о недостатках современной ему психологии, Петражиц-
Кий доказывал необходимость построения новой психологии эмо-
ций, причем на первый план выдвигал исследование проблемы мо-
Тивов. Создание научной теории мотивации поведения, подчерки-
Вал он, есть необходимое условие для научного построения не
только права, но и множества дисциплин, которые имеют дело с че-
Ловеческим индивидуальным и массовым поведением, с социальны-
ми явлениями, их историей и другими подобными дисциплинами.
Петражицкий выдвинул гипотезу, что все внутренние пережи-