Франции и Германии (в Лейпцигском психологическом институте

Вундта) он был назначен на должность приват-доцента Новорос-

сийского (Одесса) университета (1888), а затем стал профессором

этого университета, где проработал до конца жизни.

Ланге создал в университете при кафедре философии кабинет

Экспериментальной психологии с целью развития психологии как

объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины.

Это была первая университетская лаборатория экспериментальной

Психологии в России. Наряду с научной он активно занимался и

Общественной деятельностью, защищая принципы общедоступности

образования, непосредственно организовывал деятельность школ,

Предпринимал попытки реализации принципов трудового обучения

И методов пробуждения у детей научных интересов и умения само-

Стоятельно мыслить.

Первая крупная психологическая работа Ланге - ≪Элементы

воли≫ была опубликована в 1890 г. в журнале ≪Вопросы филосо-

фии и психологии≫. Разрабатывая объективные методы исследова-

Ния сознания, Ланге пошел по пути объяснения активности субъек-

Та на основе анализа непроизвольных движений организма. Так как

Одним из главных объектов изучения сознания служил акт внима-

Ния, Ланге стал автором моторной теории внимания. В соответст-

Вии с этой теорией Ланге полагал, что колебания внимания при так

называемых двойственных изображениях (когда, например, рису-

нок воспринимается то как лестница, то как нависшая стена) опре-

Деляются движениями глаз, обегающих изображенный контур. Мо-

Торная теория внимания Ланге принесла ему широкую известность

На Западе.

Его работы ознаменовали начало открытой борьбы за утверж-

Дение экспериментального метода в отечественной психологии

(психология в то время определялась главным образом как наука о

Сознании, которое открывает субъекту его самонаблюдение). Этому

Воззрению, сопряженному с субъективным методом, Ланге проти-

вопоставил понятие о ≪психическом мире≫ - огромном целом,

простирающемся по планете, ≪от едва брезжащей зари сознания у

Низших животных и до высокого его развития у исторического и

социального человека≫. Следуя генетическому стилю мышления,

Ланге представил систему движений, совершаемых организмом, в

образе ступеней, ≪лестницы форм≫. Тем самым он предвосхитил

Идею различных уровней построения движений. Им также было

Пересмотрено (вслед за Сеченовым) исходное понятие о рефлексе

как своего рода ≪дуге≫, которое он заменил схемой ≪кольца≫.

Ланге выделил ряд стадий в психической эволюции, соотнося их

С изменениями, претерпеваемыми нервной системой: стадию недиф-

Ференцированной психики, недифференцированных ощущений и

Движений инстинктивного типа, стадию индивидуально приобре-

Тенного опыта и, наконец, качественно новую ступень - развитие

Психики у человека как социокультурного существа. С переходом

К человеку психическая регуляция поведения становится качест-

Венно иной. Если у животных действует биологическая наследст-

Венность, то у людей передача от одного поколения к другому всей

Совокупности достигнутых знаний осуществляется через подража-

Ние и обучение, т.е. путем социальной преемственности. Он писал,

что ≪душа человеческой личности в 99% случаев есть продукт исто-

рии и общественности≫. В связи с этим решающая роль отводится

языку: ≪язык с его словарем и грамматикой формирует всю умст-

Венную жизнь человека, вводя в его сознание все те формы и кате-

Гории, которые исторически развивались в предыдущих поколе-

ниях≫. В значении любого слова, писал Ланге, можно найти мно-

жество ≪полей сознания≫, уходящих все глубже в неопределенную

Темную даль. Он говорил о том, что океан истории мысли плещется

За каждым словом через трактовку слова как основного элемента

сознания, процесс анализа которого останавливается ≪не твер-

достью духа, а мраком отдаленности≫.

Таким образом, в своей последней обобщающей книге ≪Психо-

логия≫ (1914) Ланге переходил от дарвинизма к истинному исто-

Ризму. В этих его суждениях отразилась одна из общих тенденций

Развития мировой психологической мысли. Работы Ланге явились

Самым крупным достижением российской экспериментальной пси-

Хологии на рубеже XIX-XX вв.

Широкое распространение получила в России на рубеже XIXXX

Вв. и теория психологизма, о которой уже упоминалось. Наи-

Наши рекомендации