Франции и Германии (в Лейпцигском психологическом институте
Вундта) он был назначен на должность приват-доцента Новорос-
сийского (Одесса) университета (1888), а затем стал профессором
этого университета, где проработал до конца жизни.
Ланге создал в университете при кафедре философии кабинет
Экспериментальной психологии с целью развития психологии как
объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины.
Это была первая университетская лаборатория экспериментальной
Психологии в России. Наряду с научной он активно занимался и
Общественной деятельностью, защищая принципы общедоступности
образования, непосредственно организовывал деятельность школ,
Предпринимал попытки реализации принципов трудового обучения
И методов пробуждения у детей научных интересов и умения само-
Стоятельно мыслить.
Первая крупная психологическая работа Ланге - ≪Элементы
воли≫ была опубликована в 1890 г. в журнале ≪Вопросы филосо-
фии и психологии≫. Разрабатывая объективные методы исследова-
Ния сознания, Ланге пошел по пути объяснения активности субъек-
Та на основе анализа непроизвольных движений организма. Так как
Одним из главных объектов изучения сознания служил акт внима-
Ния, Ланге стал автором моторной теории внимания. В соответст-
Вии с этой теорией Ланге полагал, что колебания внимания при так
называемых двойственных изображениях (когда, например, рису-
нок воспринимается то как лестница, то как нависшая стена) опре-
Деляются движениями глаз, обегающих изображенный контур. Мо-
Торная теория внимания Ланге принесла ему широкую известность
На Западе.
Его работы ознаменовали начало открытой борьбы за утверж-
Дение экспериментального метода в отечественной психологии
(психология в то время определялась главным образом как наука о
Сознании, которое открывает субъекту его самонаблюдение). Этому
Воззрению, сопряженному с субъективным методом, Ланге проти-
вопоставил понятие о ≪психическом мире≫ - огромном целом,
простирающемся по планете, ≪от едва брезжащей зари сознания у
Низших животных и до высокого его развития у исторического и
социального человека≫. Следуя генетическому стилю мышления,
Ланге представил систему движений, совершаемых организмом, в
образе ступеней, ≪лестницы форм≫. Тем самым он предвосхитил
Идею различных уровней построения движений. Им также было
Пересмотрено (вслед за Сеченовым) исходное понятие о рефлексе
как своего рода ≪дуге≫, которое он заменил схемой ≪кольца≫.
Ланге выделил ряд стадий в психической эволюции, соотнося их
С изменениями, претерпеваемыми нервной системой: стадию недиф-
Ференцированной психики, недифференцированных ощущений и
Движений инстинктивного типа, стадию индивидуально приобре-
Тенного опыта и, наконец, качественно новую ступень - развитие
Психики у человека как социокультурного существа. С переходом
К человеку психическая регуляция поведения становится качест-
Венно иной. Если у животных действует биологическая наследст-
Венность, то у людей передача от одного поколения к другому всей
Совокупности достигнутых знаний осуществляется через подража-
Ние и обучение, т.е. путем социальной преемственности. Он писал,
что ≪душа человеческой личности в 99% случаев есть продукт исто-
рии и общественности≫. В связи с этим решающая роль отводится
языку: ≪язык с его словарем и грамматикой формирует всю умст-
Венную жизнь человека, вводя в его сознание все те формы и кате-
Гории, которые исторически развивались в предыдущих поколе-
ниях≫. В значении любого слова, писал Ланге, можно найти мно-
жество ≪полей сознания≫, уходящих все глубже в неопределенную
Темную даль. Он говорил о том, что океан истории мысли плещется
За каждым словом через трактовку слова как основного элемента
сознания, процесс анализа которого останавливается ≪не твер-
достью духа, а мраком отдаленности≫.
Таким образом, в своей последней обобщающей книге ≪Психо-
логия≫ (1914) Ланге переходил от дарвинизма к истинному исто-
Ризму. В этих его суждениях отразилась одна из общих тенденций
Развития мировой психологической мысли. Работы Ланге явились
Самым крупным достижением российской экспериментальной пси-
Хологии на рубеже XIX-XX вв.
Широкое распространение получила в России на рубеже XIXXX
Вв. и теория психологизма, о которой уже упоминалось. Наи-