Ния эстетического удовольствия, связывая процесс восприятия ис-
Кусства с сознательной работой мышления и с бессознательными
Процессами. При этом сознательное эстетическое удовольствие он
Объяснял, исходя из понимания душевной деятельности как на-
Правленной на достижение определенной цели. Противополож-
Ность между удовольствием и страданием, с его точки зрения, сов-
Падает с противоположностью между свободным и воспрепятст-
Вующим действием. Таким образом, не только развитие личности,
Но и развитие эстетического чувства, формирование художествен-
Ного вкуса Челпанов объяснял, исходя из волевого действия.
Бессознательные процессы, связанные с эстетическим восприя-
Тием, с точки зрения Челпанова, соотносятся с физиологическими
И психофизическими процессами, а также с законами сохранения
Энергии, о чем говорили и другие ученые, исследовавшие в этот
период художественное творчество, например Д.Н.Овсянико-
Куликовский.
Хотя Челпанов и не создал оригинальной психологической
Теории, отечественная психология обязана ему появлением многих
Значительных научных имен. Будучи видным педагогом и органи-
Затором науки, он сыграл важную роль в формировании высокой
Исследовательской культуры российской психологической школы.
Он создал свою школу, заложив основы дальнейшего плодотвор-
Ного развития психологии в России.
Большое значение для развития экспериментальной психологии
Имели труды А. Ф. Лазурского (1874-1917), который, как и Грот,
Стремился разрешить проблему объективной интерпретации полу-
Ченных при психологическом эксперименте данных, разработал
Свой метод естественного эксперимента и наблюдения. Он также
Является основоположником дифференциальной психологии в Рос-
Сии. Совместно с А. П.Нечаевым он создал одну из первых психо-
Логических лабораторий в Петербурге. Впоследствии Лазурский на
Протяжении многих лет возглавлял психологическую лабораторию
В Психоневрологическом институте В. М. Бехтерева.
В 1897 г. в выходившем под редакцией В. М. Бехтерева журнале
≪Обозрение психиатрии≫ была опубликована первая статья Лазур-
ского, посвященная проблеме индивидуальных различий, - ≪Совре-
менное состояние индивидуальной психологии≫. Рассматривая дос-
Тижения этой науки, он подчеркивал, что ее целью является иссле-
дование того, как видоизменяются ≪душевные свойства у различ-
ных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях≫.
В работе ≪Очерк науки о характерах≫ (1909) Лазурский разра-
батывал оригинальную концепцию ≪научной характерологии≫, в
Основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особен-
Ности человека связаны с деятельностью нервной системы. Позиция
Лазурского во многом отличалась от взглядов Штерна, Бине и
Гальтона, так как он считал необходимым не ограничиваться
Прикладными исследованиями и доказывал важность формирова-
Ния основ научной теории индивидуальных различий. С его точки
Зрения, чисто прикладной подход к ним сводится в конце концов
к полному отрицанию возможности планомерного и систематиче-
Ского изучения характеров. Эта точка зрения противостояла, с
Одной стороны, прагматическому подходу тестологии, а с другой -
Распространенному в немецкой психологии мнению (которого при-
Держивались Вундт, Дильтей и другие ученые), будто повседневный
Опыт, наблюдательность, сопереживание - лучший источник позна-
Ния душевного склада личности.
Утверждение индивидуальной психологии как теоретической
дисциплины не умаляет, подчеркивал Лазурский, значения опыта,
Прежде всего наблюдения и эксперимента, о важной роли которых
Писал ученый. При этом он рассматривал эмпирические данные о
Деятельности различных психических процессов не изолированно,
Но в системе, доказывая, что главной задачей экспериментального
Исследования является построение целостной картины человека.
Исходя из наклонностей, способностей, темперамента и других
Индивидуальных качеств человека, можно построить полную, есте-
Ственную классификацию характеров, которая и составит, по мне-
Нию Лазурского, основу новой науки.
Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными ме-
Тодами, существовавшими в начале века, побудила Лазурского
Искать другие способы психологического исследования. Он вы-