Нением, конвергенцией разных психологических теорий на основе
Эксперимента. Главное достоинство экспериментальной психоло-
Гии Грот видел в том, что она имеет дело не с субстанциями или
Явлениями, а с реальными фактами душевной жизни. Он также
Доказывал, что экспериментальная психология не должна отожде-
Ствляться с психофизиологией, так как экспериментальным может
Быть любой раздел психологии, в частности психология мышления
И чувств, которая и была в центре внимания Грота. В этом вопросе
Он полностью разделял взгляды Введенского. И Грот, и особенно
Введенский разработали много приборов для экспериментального
Исследования психики. Поэтому в начале XX в. Введенский, кото-
Рый, так же как и Грот, был активным сторонником появления
Института экспериментальной психологии, горячо приветствовал
Успехи ученика Грота Г. И. Челпанова в его создании.
Доказывая важность и значение эксперимента, Грот тем не менее
Разделял позицию Введенского о том, что главным методом пси-
Хологического исследования является самонаблюдение. Он также
Принимал классификацию Введенского, выделявшего самонаблю-
Дение личное и коллективное, т.е. опросы или анкеты. Обосно-
Ванность такого подхода частично доказывается тем фактом, что
Применение анкет у детей затруднено как раз из-за отсутствия у них
Необходимого уровня рефлексии.
Наибольшие трудности для экспериментальной психологии,
Подчеркивал Грот, представляют способ передачи, описания ду-
Шевного состояния исследуемого субъекта экспериментатору и
Правильная его интерпретация экспериментатором. Интуитивное
Чтение в чужих душах обычно дает ошибочные результаты, а если
Бы оно было эффективным, может быть, и отпала бы необходи-
Мость в психологии, во всяком случае в прикладной эксперимен-
Тальной психологии. Дополняя эту мысль Грота, Введенский писал
О том, что при интерпретации результатов важно опираться не
Только на свой опыт, но и на описанный в литературе, это помогает
Дополнить собственные наблюдения более объективными данным
О чужой душевной жизни и мышлении.
Изменение научных приоритетов в психологии, о чем говори-
Лось выше, сказалось и на исследованиях Грота, в творчестве ко-
Торого в середине 80-х годов произошел переход от увлечения по-
Зитивизмом и естественными науками к ориентации на филосо-
Фию и исследование духовного мира человека. Неизменным, одна-
ко, осталось то особое внимание, которое Грот^уделял развитию
Эмоций и чувств, связывая их не только с мыслями, но и с ощуще-
Ниями, т. е. по существу он говорил об эмоциональном тоне ощу-
Щений.
Одна из первых книг Грота так и называлась - ≪Психология
чувствований в ее истории и главных основах≫; в ней он пытался
Применить законы дифференциации и интеграции, открытые в
Физиологии, к психологии. В этой книге, которая появилась в свет
В 1880 г., изложены результаты одного из первых отечественных
Экспериментальных исследований эмоций. Дальнейшие усилия
Грота в этой области отражены в работе ≪Значение чувства в по-
знании и деятельности человека≫ (1899). В качестве основной еди-
ницы душевной жизни он выделял ≪психический оборот≫, который
Состоял из четырех основных моментов - ощущений, чувствований,
Умственной переработки и волевого решения, переходящего в
Действие. Таким образом, именно Грот заложил основы отечест-
Венной психологии эмоций, доказал их большое значение для раз-
Вития познания и личности человека и связывал их, в русле отече-
Ственной традиции, с нравственным развитием ребенка.
Говоря о возможности практического применения данных его
Исследования о связи чувств и ощущений, он доказывал, что в ре-
Альной жизни человеческая психика находится в состоянии рав-
Новесия между пессимизмом и оптимизмом. Считая, что существует
Баланс сил в удовольствии и страдании, он доказывал, что измене-
Ние равновесия в сторону страдания изменяет и познавательные
Способности человека, так как, если ему очень плохо, он фактиче-
Ски уже не может ощущать новое и не воспринимает ничего поло-
Жительного. Поэтому, доказывал Грот, психике необходим баланс
Противоположных сил - отрицательные чувства должны компенси-
Роваться положительными и наоборот.
Грот говорил о том, что его теория баланса сил связана с разви-
Тием нравственности у человека, так как люди начинают ощущать