Наших знаниях о психических процессах объективное, то, что мо-
Жет быть исследовано, постигнуто на опыте, от трансценденталь-
Ного. Исходя из этого, он писал, что бессознательные явления если
И существуют, то относятся к трансцендентальным, т. е. метафи-
Зическим, явлениям, а потому не могут входить в предмет объек-
Тивной психологии. Иначе говоря, не отказывая бессознательному
В возможном существовании, он исключал эти явления из позитив-
Ной науки, так как не видел объективных методов их исследования.
Исследуя проблему мышления, Введенский также одним из пер-
Вых пытался разделить понятия интуитивного мышления и интуи-
Тивизма: Интуитивное мышление, писал он, безусловно, сущест-
Вует, причем его необходимыми условиями он считал одаренность,
Талантливость ученого, честность мысли, т.е. умение и желание
Проверить правильность и достоверность полученных при помощи
Интуиции данных логическим или экспериментальным путем, а
Также хорошее знание того предмета, который исследуется в дан-
Ный момент. Он особенно настаивал на последнем условии, так как
Считал, что на пустом месте, без опоры на знания, без определенной
Посылки невозможно никакое мышление - ни логическое, ни ин-
Туитивное. При этом он резко критиковал такое понятие, как ин-
Туитивизм. Он не относил его к мышлению, так как это, с его точки
Зрения, скорее не мысль, а чувство, возникающее без опоры на зна-
Ние, без посылок - как прямое ощущение существования или отсут-
Ствия чего-то во внешнем мире.
Изучая соотношение мышления и эмоций, Введенский исполь-
Зовал популярную в то время теорию энергетизма Маха, утверж-
Дая, что мышление, самонаблюдение, любая рациональная оценка
Ситуации ослабляет чувства. И наоборот, сильно развитые чувства
Или захваченность ими в определенный момент времени ослабляют
Мышление.
Против такого повального увлечения теорией Маха, которую
Использовали и Бехтерев, и, позднее, Блонский, и другие ученые,
Выступал Лопатин. Он доказывал, что этот закон механики нельзя
Рассматривать как абсолютный закон всякого бытия вообще, но
Только как закон бытия физического, механического, к которому не
Относится психика, а потому на психические процессы этот закон
Не распространяется.
Работы Введенского имели огромное значение для отечествен-
Ной психологии. Они соединяли европейскую и российскую тради-
Ции, а также различные способы исследования психики - субъек-
Тивные и объективные, показав достоинства и недостатки каждо-
Го из них.
Одним из самых важных явлений в российской науке того пе-
Риода было становление экспериментальной психологии, формиро-
Вание первых психологических лабораторий. Одним из инициато-
Ров этого процесса стал Н. Я. Грот (1852-1899).
Н. Я. Грот был сыном известного ученого, одного из основате-
Лей российской филологии - Я. К. Грота. Семейная атмосфера,
пример отца и его друзей не только создали установку на научную
Деятельность, но и определили принадлежность к определенному
Кругу российской интеллигенции, идеологию которой разрабаты-
Вал и представлял Грот в своем творчестве.
После окончания историко-филологического факультета Петер-
бургского университета Н. Я. Грот стажировался за границей, где
Изучал последние достижение немецких, английских и французских
Ученых. По возвращении на родину он получил должность профес-
сора в Нежинском университете. В 1880 г. он защитил магистер-
Скую, а в 1883 г. докторскую диссертации, в которых развивал свою
Концепцию логики и эмоций. Проблема эмоционального развития
Стала одной из важнейших в творчестве Грота. В 1886 г. М. М. Тро-
Ицкий передал ему заведование кафедрой философии Московского
университета, а с 1887 г. он возглавил и Московское психологиче-
Ское общество.
Развивая свою программу построения психологии, Грот считал,
Что она должна быть объективной естественной эксперименталь-
Ной наукой, доказывал, что именно психология должна лежать в
Основе наук о человеке. Он был активным сторонником практиче-
Ского использования психологии, ее связи с педагогикой, медици-
Ной и юриспруденцией.
В работе ≪Основания экспериментальной психологии≫ (1896) он
Писал, что экспериментальная психология имеет большое значение
Для развития не только психологии, но и всех гуманитарных наук,
Утверждал, что новый этап развития психологии связан с объеди-