Туиции с единственным, хотя и очень существенным, изменением.

Если рационалисты таким образом доказывали мощь и силу ра-

Зума, возможность на его основе объективного познания действи-

Тельности, то Франк с помощью тех же посылок доказывал необ-

Ходимость прямо противоположного - полагаясь на веру, чувствен-

Ную интуицию, не доверять собственному разуму или не полностью

Полагаться на него.

Выделяя два уровня души, Франк писал и о том, что смутная

Душевная жизнь, связанная с эмоциями и чувствами, является как

Бы низшим уровнем души, который соотносится с телом. Тело не

Только позволяет душе локализоваться во времени и пространстве,

но и снижает, затемняет содержание душевной жизни. Предметные

Знания, самосознание души представляют собой промежуточный

Слой, отделяющий бессознательную душевную жизнь от жизни ду-

Ховной, которая и служит центром души. Она не зависит от тела и

Его ограничений, так как несет на себе отпечаток высшей веры,

Бога. Исходя из этого, Франк пришел к выводу, что ≪конкретная

Душевная жизнь, или душа, является промежуточным началом

Между временным потоком эмпирического телесно-предметного

мира и актуальной сверхвременностью духовного бытия≫, т. е. про-

Межуточной инстанцией между небом и землей. Поэтому истинное

Познание - всегда откровение, так как оно возрождает связь с це-

Лым, а истина всегда есть понятие абсолютное, религиозно-транс-

Цендентальное, так как она отражает связь личного духа с мировым

Целым или слияние души человека с душой мира.

Таким образом, можно сказать, что из всех психологов того вре-

Мени Франк полнее и точнее других отразил влияние религиозной

Философии, которая берет свое начало в теории Соловьева, на

Психологию. При этом в его концепции в полной мере отразились

Как достоинства, так и недостатки такой позиции.

Психология, разрабатываемая Франком и Лосским, отражала

Особенности отечественной науки, то, что русская душа и русская

Наука самым тесным образом связаны именно с христианскими цен-

Ностями, а потому отечественная философия и психология должны

Развиваться как идеалистические, интуитивные и христианские.

Надо отметить, что догматический характер эта философия

Имела преимущественно у светских ученых, в то время как богосло-

Вы (Алексей Введенский и позже П. Флоренский) старались при-

Мирить светскую и христианскую идеологии, соединить христиан-

Ство с реальной жизнью, ввести его в мир, а не скрыться с его по-

Мощью от реальной действительности, как стремились большинст-

Во светских философов. Пытаясь объяснить этот факт, богослов и

Философ Алексей Введенский писал, что светским ученым кажется,

Будто для развития религии недостаточно веры и надо обратить ее

В знание. Но люди истинно верующие, в том числе христианские

Философы-богословы, не догматизируют ее и не пытаются соеди-

Нить веру со знанием, так как уверены в силе самой веры, в то

Время как светские ученые, в глубине души не уверенные в силе

Одной веры, хотят подкрепить ее знанием и тем самым умаляют

Значение и силу сознательной веры, догматизируют знания, лишая

Их свободного развития.

Для этого периода характерно и то, что попытки жестко соеди-

Нить науку с православной религией происходили на фоне умень-

Шающейся религиозности общества. Одновременно распростра-

Нялось увлечение спиритизмом, оккультными науками, Буддой, За-

Ратустрой и другими восточными мудрецами.

Против слияния веры и знания, лишающих психологию ее объ-

Ективного, экспериментального основания, выступал профессор

Петербургского университета Александр Введенский (1856-1925),

Который противостоял позиции Лосского и по другим вопросам,

Не принимая его теорию интуитивизма.

Введенский поступил на математический факультет Петербург-

ского университета, однако затем перешел на историко-филологи-

Ческий, специализировался у известного психолога М. И.Владис-

Лавлева. После защиты магистерской диссертации в 1888 г. он за-

нял должность профессора Петербургского университета. Под

Руководством Введенского в 1897 г. было образовано Философское

общество при Петербургском университете (по аналогии с Москов-

Ским обществом), которое просуществовало до 1917 г.

Математическое образование, полученное Введенским, объяс-

Няет его стремление сделать и психологию такой же объективной,

Наши рекомендации