Туиции с единственным, хотя и очень существенным, изменением.
Если рационалисты таким образом доказывали мощь и силу ра-
Зума, возможность на его основе объективного познания действи-
Тельности, то Франк с помощью тех же посылок доказывал необ-
Ходимость прямо противоположного - полагаясь на веру, чувствен-
Ную интуицию, не доверять собственному разуму или не полностью
Полагаться на него.
Выделяя два уровня души, Франк писал и о том, что смутная
Душевная жизнь, связанная с эмоциями и чувствами, является как
Бы низшим уровнем души, который соотносится с телом. Тело не
Только позволяет душе локализоваться во времени и пространстве,
но и снижает, затемняет содержание душевной жизни. Предметные
Знания, самосознание души представляют собой промежуточный
Слой, отделяющий бессознательную душевную жизнь от жизни ду-
Ховной, которая и служит центром души. Она не зависит от тела и
Его ограничений, так как несет на себе отпечаток высшей веры,
Бога. Исходя из этого, Франк пришел к выводу, что ≪конкретная
Душевная жизнь, или душа, является промежуточным началом
Между временным потоком эмпирического телесно-предметного
мира и актуальной сверхвременностью духовного бытия≫, т. е. про-
Межуточной инстанцией между небом и землей. Поэтому истинное
Познание - всегда откровение, так как оно возрождает связь с це-
Лым, а истина всегда есть понятие абсолютное, религиозно-транс-
Цендентальное, так как она отражает связь личного духа с мировым
Целым или слияние души человека с душой мира.
Таким образом, можно сказать, что из всех психологов того вре-
Мени Франк полнее и точнее других отразил влияние религиозной
Философии, которая берет свое начало в теории Соловьева, на
Психологию. При этом в его концепции в полной мере отразились
Как достоинства, так и недостатки такой позиции.
Психология, разрабатываемая Франком и Лосским, отражала
Особенности отечественной науки, то, что русская душа и русская
Наука самым тесным образом связаны именно с христианскими цен-
Ностями, а потому отечественная философия и психология должны
Развиваться как идеалистические, интуитивные и христианские.
Надо отметить, что догматический характер эта философия
Имела преимущественно у светских ученых, в то время как богосло-
Вы (Алексей Введенский и позже П. Флоренский) старались при-
Мирить светскую и христианскую идеологии, соединить христиан-
Ство с реальной жизнью, ввести его в мир, а не скрыться с его по-
Мощью от реальной действительности, как стремились большинст-
Во светских философов. Пытаясь объяснить этот факт, богослов и
Философ Алексей Введенский писал, что светским ученым кажется,
Будто для развития религии недостаточно веры и надо обратить ее
В знание. Но люди истинно верующие, в том числе христианские
Философы-богословы, не догматизируют ее и не пытаются соеди-
Нить веру со знанием, так как уверены в силе самой веры, в то
Время как светские ученые, в глубине души не уверенные в силе
Одной веры, хотят подкрепить ее знанием и тем самым умаляют
Значение и силу сознательной веры, догматизируют знания, лишая
Их свободного развития.
Для этого периода характерно и то, что попытки жестко соеди-
Нить науку с православной религией происходили на фоне умень-
Шающейся религиозности общества. Одновременно распростра-
Нялось увлечение спиритизмом, оккультными науками, Буддой, За-
Ратустрой и другими восточными мудрецами.
Против слияния веры и знания, лишающих психологию ее объ-
Ективного, экспериментального основания, выступал профессор
Петербургского университета Александр Введенский (1856-1925),
Который противостоял позиции Лосского и по другим вопросам,
Не принимая его теорию интуитивизма.
Введенский поступил на математический факультет Петербург-
ского университета, однако затем перешел на историко-филологи-
Ческий, специализировался у известного психолога М. И.Владис-
Лавлева. После защиты магистерской диссертации в 1888 г. он за-
нял должность профессора Петербургского университета. Под
Руководством Введенского в 1897 г. было образовано Философское
общество при Петербургском университете (по аналогии с Москов-
Ским обществом), которое просуществовало до 1917 г.
Математическое образование, полученное Введенским, объяс-
Няет его стремление сделать и психологию такой же объективной,