Цельности своей личности и смысла жизни, а это может дать только

Наука о душе. Объясняя состояние общественного сознания и кри-

Зис современного общества кризисом мировоззрения, Франк писал

О том, что появление психологии без души связано с потерей чело-

Веком интереса к себе и отсутствием желания понять смысл своего

Существования. Потому психология с такой легкостью стала одной

Из естественных наук, писал он, что исчез научный, теоретический

Интерес к познанию существа человеческой души. Этой потерей

Научного интереса к душе человека объяснял он и повышение инте-

Реса к мистике.

Он считал основой психологии философию, а не естествознание,

Так как она не изучает реальные процессы предметного бытия в их

причинной или другой естественной закономерности, а дает ≪общие

Логические разъяснения идеальной природы и строения душевного

мира и его же идеального отношения к другим объектам бытия≫.

Доказывая необходимость и возможность исследовать душу,

Франк ссылался на опыт интуитивизма, говоря о том, что при по-

Мощи озарения, интуиции мы можем мгновенно познать состояние

Своей души, ее глубину и целостность в единстве ее связи с прош-

лым и будущим. При этом под душой он понимал ≪общую родовую

Природу мира душевного бытия как качественно своеобразного

целостного единства≫.

Большое значение имеет тот факт, что Франк разводил такие

Понятия, как душевная жизнь, душа и сознание. В аномальных

Случаях, подчеркивал он, душевная жизнь словно выходит из бере-

Гов и затопляет сознание, именно по этим состояниям можно дать

Некоторую характеристику душевной жизни как состояния рассе-

Янного внимания, в котором соединяются предметы и смутные пе-

Реживания, связанные с ними. Фактически говоря о том же, о чем и

Фрейд, Франк писал, что под тонким слоем затвердевших форм

Рассудочной культуры тлеет жар великих страстей, темных и свет-

Лых, которые и в жизни отдельной личности, и в жизни народа в

Целом могут прорвать плотину и выйти наружу, сметая все на своем

Пути, ведя к агрессии, бунту и анархии. Таким образом, с точки зре-

ния Франка, главным содержанием души является слепая, хаотиче-

Ская, иррациональная душевная жизнь. При этом, опять-таки в уни-

Сон с психоанализом, он доказывал, что в игре и искусстве человек

Выплескивает наружу свою смутную, неосознанную душевную жизнь

И тем самым дополняет узкий круг осознанных переживаний. Он

Также считал, что именно бессознательное служит главным пред-

Метом психологических исследований, а сознание лишь постольку

Входит в предмет психологии, поскольку явления сознания имеют

Сторону, в силу которой они представляют собой переживания, и

Именно в этой части они и являются элементами душевной жизни.

Главными характеристиками душевной жизни, с точки зрения

Франка, являются ее бесформенность, слитность, т.е. ее непротя-

Женность и вневременность. Поэтому совершенно естественно, что

Он выступал против ассоцианизма и теории Вундта о сенсорной

Мозаике, настаивая на том, что душевная жизнь не мозаика элемен-

Тов, но единство, причем единство неопределимое, но непосредст-

Венно переживаемое самим субъектом.

Однако это единство души не абсолютное, подчеркивал ученый,

Оно не исключает многообразия. В душе объединены многообраз-

Ные разнородные и противоборствующие силы, формирующиеся

И объединяющиеся под действием чувственно-эмоциональных и

Сверхчувственно-волевых стремлений, которые и образуют своего

рода два плана, два уровня души.

Теория познания, разрабатываемая Франком, так же, как его

Понимание сущности души, во многом опирается на монадологию

Лейбница. Франк писал, что чистый разум сверхиндивидуален и

Сверхличен и потому познание не столько происходит на основе

Соприкосновения с внешним миром, сколько развивается изнутри.

На периферии душа соприкасается с предметной стороной бытия и

Таким образом становится носительницей знаний о внешнем мире.

Однако по своим внутренним каналам душа соединяется с чистым

Разумом и наполняется не относительными понятиями, а чистым

объективным знанием. Так в ≪извне и изнутри озаряемом и втяги-

Ваемом в себя предметном содержании и в самой озаряющей силе

знания≫ развиваются познавательные способности души, писал

Франк.

Но это и есть фактически изложение теории рациональной ин-

Наши рекомендации