С философской теорией познания.

Одно из центральных мест в психологической системе Лопатина

Занимала воля. Он считал, что объективация явлений внутреннего

Мира, так же как осознание реальности внешнего мира, происходит

При помощи воли. С его точки зрения, стремление к чему-то исхо-

Дит от нас, от наших желаний, в то время как остановка в реали-

Зации наших стремлений исходит от внешнего мира, она невольна.

Осознавая свое стремление, мы сознаем и препятствие, мешающее

Его реализации, они оба реальны для нас, и это способствует

Осознанию субъектом реальности внешнего мира. Так, реальность

Мира осознается нами через реальность нашей воли, и, следова-

Тельно, внешний мир осознается нами как система свободных от

Нас сил, которые на нас воздействуют.

Такое внимание Лопатина к проблеме воли объяснялось тем,

Что свободу воли он связывал с развитием нравственности, а этиче-

Скую проблематику, как и большинство отечественных ученых,

Считал одной из главных для психологии. Доказывая, что свобода

Воли не противоречит закону детерминации, ученый писал о том,

Что моральная свобода человека заключается в том, что он сам

Творит в себе свой нравственный мир и изменяет его своими уси-

Лиями. То есть подлинная свобода заключается вовсе не в том,

Чтобы действовать без мотивов, а в том, чтобы поступать, руково-

Дствуясь мотивами, а не внешними толчками.

Важной является мысль Лопатина о том, что свобода духа вы-

Ражается в творчестве, в распространении творчества на область

Нравственных действий. Влияние идей Соловьева проявляется не

Только в этом положении Лопатина, но и в его утверждении о том,

Что не только сознание, но все проявления духа, от простейших

Ощущений до логических размышлений, проникнуты творчеством.

Заложенным в ней стремлением к творчеству душа и отличается

От физического мира, где нового ничего не возникает, в то время

Как жизнь состоит в постоянном раскрытии новых проявлений,

новых актов, непрерывно расширяющих конкретное содержание ее

Бытия. Таким образом, вся психическая жизнь есть порождение ду-

Ховного творчества, а нравственное добро есть высшее проявление

Сознательного, личного творчества. Подчеркивая, что настоящей

Сущностью нравственной личности является ее стремление к само-

Определению, Лопатин сделал свободу человеческой воли и нравст-

Венную разумность мировой жизни двумя коренными положения-

Ми своей этики.

Последователем Соловьева считал себя и Н. О. Лосский (1870-

Хотя в его теории интуитивизма концепция Соловьева пре-

Терпела значительные трансформации, так как на взгляды Лосско-

Го большое влияние оказал его учитель А.А.Козлов. Профессор

Петербургского университета, он, как многие другие ученые, был

Выслан в 1922 г. из России. Оказавшись в эмиграции, он в течение

Длительного времени жил и работал в Праге, а с 1942 г. стал про-

фессором Братиславского университета. Вынужденный эмигриро-

Вать во время войны и из Чехословакии, он переехал в США, став

профессором Русской духовной академии в Нью-Йорке.

В своей теории интуитивизма он доказывал, что знание пред-

Ставляет собой переживание, сопоставимое с другими пережива-

Ниями. Сравнивая разработанную им теорию познания с другими,

существующими в психологии, Лосский в книге ≪Обоснование

интуитивизма≫ (1906) раскрыл преимущества, своего подхода. Он

Утверждал, что переживание является не внешним по отношению

К знанию, но внутренним, оно имманентно присуще самому объек-

Ту знания, а потому и отражает его сущность прямо и непосредст-

Венно. Знания об объектах всегда переживаются как данность и от-

носятся к внешнему миру, т. е. к ≪не-Я≫, считал Лосский, поэтому

Они представляют собой знания именно о внешнем мире, а не о

Себе. Объектами таких знаний-переживаний, с его точки зрения,

Служат прежде всего эстетические, религиозные, нравственные и

Правовые нормы, т. е. то, что непосредственно связано с эмоциями.

Пытаясь решить проблему свободы воли на основе интуитивиз-

ма, он в работе ≪Основные учения психологии с точки зрения во-

люнтаризма≫ (1903) отрицал биологический детерминизм, который

Исходит из идеи о том, что человек, как и любое живое существо,

Подчинен законам естественных наук. Он также не был согласен с

Точкой зрения, основанной на внутренней, сознательной обуслов-

Наши рекомендации