С философской теорией познания.
Одно из центральных мест в психологической системе Лопатина
Занимала воля. Он считал, что объективация явлений внутреннего
Мира, так же как осознание реальности внешнего мира, происходит
При помощи воли. С его точки зрения, стремление к чему-то исхо-
Дит от нас, от наших желаний, в то время как остановка в реали-
Зации наших стремлений исходит от внешнего мира, она невольна.
Осознавая свое стремление, мы сознаем и препятствие, мешающее
Его реализации, они оба реальны для нас, и это способствует
Осознанию субъектом реальности внешнего мира. Так, реальность
Мира осознается нами через реальность нашей воли, и, следова-
Тельно, внешний мир осознается нами как система свободных от
Нас сил, которые на нас воздействуют.
Такое внимание Лопатина к проблеме воли объяснялось тем,
Что свободу воли он связывал с развитием нравственности, а этиче-
Скую проблематику, как и большинство отечественных ученых,
Считал одной из главных для психологии. Доказывая, что свобода
Воли не противоречит закону детерминации, ученый писал о том,
Что моральная свобода человека заключается в том, что он сам
Творит в себе свой нравственный мир и изменяет его своими уси-
Лиями. То есть подлинная свобода заключается вовсе не в том,
Чтобы действовать без мотивов, а в том, чтобы поступать, руково-
Дствуясь мотивами, а не внешними толчками.
Важной является мысль Лопатина о том, что свобода духа вы-
Ражается в творчестве, в распространении творчества на область
Нравственных действий. Влияние идей Соловьева проявляется не
Только в этом положении Лопатина, но и в его утверждении о том,
Что не только сознание, но все проявления духа, от простейших
Ощущений до логических размышлений, проникнуты творчеством.
Заложенным в ней стремлением к творчеству душа и отличается
От физического мира, где нового ничего не возникает, в то время
Как жизнь состоит в постоянном раскрытии новых проявлений,
новых актов, непрерывно расширяющих конкретное содержание ее
Бытия. Таким образом, вся психическая жизнь есть порождение ду-
Ховного творчества, а нравственное добро есть высшее проявление
Сознательного, личного творчества. Подчеркивая, что настоящей
Сущностью нравственной личности является ее стремление к само-
Определению, Лопатин сделал свободу человеческой воли и нравст-
Венную разумность мировой жизни двумя коренными положения-
Ми своей этики.
Последователем Соловьева считал себя и Н. О. Лосский (1870-
Хотя в его теории интуитивизма концепция Соловьева пре-
Терпела значительные трансформации, так как на взгляды Лосско-
Го большое влияние оказал его учитель А.А.Козлов. Профессор
Петербургского университета, он, как многие другие ученые, был
Выслан в 1922 г. из России. Оказавшись в эмиграции, он в течение
Длительного времени жил и работал в Праге, а с 1942 г. стал про-
фессором Братиславского университета. Вынужденный эмигриро-
Вать во время войны и из Чехословакии, он переехал в США, став
профессором Русской духовной академии в Нью-Йорке.
В своей теории интуитивизма он доказывал, что знание пред-
Ставляет собой переживание, сопоставимое с другими пережива-
Ниями. Сравнивая разработанную им теорию познания с другими,
существующими в психологии, Лосский в книге ≪Обоснование
интуитивизма≫ (1906) раскрыл преимущества, своего подхода. Он
Утверждал, что переживание является не внешним по отношению
К знанию, но внутренним, оно имманентно присуще самому объек-
Ту знания, а потому и отражает его сущность прямо и непосредст-
Венно. Знания об объектах всегда переживаются как данность и от-
носятся к внешнему миру, т. е. к ≪не-Я≫, считал Лосский, поэтому
Они представляют собой знания именно о внешнем мире, а не о
Себе. Объектами таких знаний-переживаний, с его точки зрения,
Служат прежде всего эстетические, религиозные, нравственные и
Правовые нормы, т. е. то, что непосредственно связано с эмоциями.
Пытаясь решить проблему свободы воли на основе интуитивиз-
ма, он в работе ≪Основные учения психологии с точки зрения во-
люнтаризма≫ (1903) отрицал биологический детерминизм, который
Исходит из идеи о том, что человек, как и любое живое существо,
Подчинен законам естественных наук. Он также не был согласен с
Точкой зрения, основанной на внутренней, сознательной обуслов-