Фией, так как только через борьбу со злым началом (хаосом), кото-
Рое свободно от каких-либо стесняющих его причин, человек может
Достичь совершенства. Так, художественное творчество, искусство
Соединяется с идеей нравственного развития человека, помогая его
продвижению по этому пути. ≪Смысл человека есть он сам, но
Только не как раб и орудие злой жизни, а как ее победитель и вла-
дыка≫, - писал Соловьев, подчеркивая самоценность человеческой
Личности и его неограниченные возможности саморазвития.
В этой трактовке искусство помогает превращению неидеальной
Действительности в идеальную. Поэт оказывается сопричастным
творчеству ≪мирового художника≫, который представляет собой
Проводник воздействия на природу со стороны ее идеального со-
Держания. Истинное художественное творчество устраняет проти-
Воречие между идеальным и чувственным, между духом и вещью,
Являясь земным подобием божественного творчества, в котором
Снимаются всякие противоречия.
Таким образом, Соловьев первым осознал новые приоритеты в
Философии и психологии и разработал новый подход к исследова-
Нию человека, его души и предназначения на Земле, подход, кото-
Рый стал господствующим в конце XIX - начале XX в. в России.
Одним из наиболее близких друзей и соратников Соловьева был
Л.М.Лопатин (1855-1920). Лопатин в 1875 г. поступил на истори-
ко-филологический факультет Московского университета, с кото-
Рым связана вся его последующая деятельность. В 1885 г. он стал
Приват-доцентом, а в 1892 г. - экстраординарным профессором
университета.
С детских лет Лопатин был связан тесными дружескими отноше-
Ниями с В.С.Соловьевым, был горячим сторонником его фило-
Софской концепции. В 90-х годах он привлек Соловьева к работе в
журнале ≪Вопросы философии и психологии≫, одним из редакторов
Которого он являлся с 1894 г., а также к деятельности Московско-
Го психологического общества. После смерти Н. Я. Грота в 1899 г.
Лопатин стал председателем Психологического общества и на-
Правлял его работу до закрытия общества в 1918 г.
Отстаивая центральное место психологии в системе других наук,
Он рассматривал ее как методологию всех наук о человеке. Опре-
Деляя ее предмет, Лопатин доказывал, что психология должна
Быть наукой о законах и процессах душевной жизни. В этом опре-
Делении, писал Лопатин, гораздо точнее отражается смысл и на-
Правление психологических исследований, становится ясно, что ее
цель - изучение познавательных психических процессов и открытие
Общих закономерностей, определяющих психическую жизнь чело-
Века. Свои психологические взгляды Лопатин основывал как на
Философских концепциях В.Соловьева, к которому был близок не
Только в жизни, но и в творчестве, так и на теориях Спинозы и
Лейбница. В книге ≪Положительные задачи философии≫ (1911) он
Писал о значении немецкой научной школы для отечественной пси-
Хологии, обосновывая положительную роль метафизики в науке
Того времени. С его точки зрения, гносеологию построить невоз-
Можно без признания некоторых метафизических предпосылок, а
Именно: без признания души у других и существования внешнего
Мира. Он писал, что трансцендентное бытие нельзя объяснить нату-
Ралистически, а следовательно, остается только возможность спи-
Ритуалистического объяснения, если мы не хотим скатиться в агно-
Стицизм. Все реальное духовно, считал Лопатин, и в активности
нашего ≪Я≫ раскрывается настоящая реальность. Мир, таким обра-
Зом, есть система живых центров, единых в своей основе, в абсолю-
Те, в личном Боге. Таким образом, Лопатин исходил из того, что
Все в мире связано и взаимообусловлено, поэтому так важен для
Него был тезис о прямом и непосредственном знании внутреннего
Мира - познанию достаточно иметь хоть одну точку опоры, в кото-
Рой человек видит истинную действительность, чтобы постичь и
Всю остальную реальность в ее основных очертаниях.
Не отрицая большого значения эксперимента и физиологии для
Психологии, Лопатин все же считал психологию по преимуществу
Философской, а не естественной наукой, причем главное связующее
Звено между психологией и философией видел в теории познания.
В своем ≪Курсе психологии≫ (1903) он писал, что всякая теория по-
Знания (философская) вырастает на психологическом фундаменте
И, наоборот, психологическое исследование мышления соединяется