Фией, так как только через борьбу со злым началом (хаосом), кото-

Рое свободно от каких-либо стесняющих его причин, человек может

Достичь совершенства. Так, художественное творчество, искусство

Соединяется с идеей нравственного развития человека, помогая его

продвижению по этому пути. ≪Смысл человека есть он сам, но

Только не как раб и орудие злой жизни, а как ее победитель и вла-

дыка≫, - писал Соловьев, подчеркивая самоценность человеческой

Личности и его неограниченные возможности саморазвития.

В этой трактовке искусство помогает превращению неидеальной

Действительности в идеальную. Поэт оказывается сопричастным

творчеству ≪мирового художника≫, который представляет собой

Проводник воздействия на природу со стороны ее идеального со-

Держания. Истинное художественное творчество устраняет проти-

Воречие между идеальным и чувственным, между духом и вещью,

Являясь земным подобием божественного творчества, в котором

Снимаются всякие противоречия.

Таким образом, Соловьев первым осознал новые приоритеты в

Философии и психологии и разработал новый подход к исследова-

Нию человека, его души и предназначения на Земле, подход, кото-

Рый стал господствующим в конце XIX - начале XX в. в России.

Одним из наиболее близких друзей и соратников Соловьева был

Л.М.Лопатин (1855-1920). Лопатин в 1875 г. поступил на истори-

ко-филологический факультет Московского университета, с кото-

Рым связана вся его последующая деятельность. В 1885 г. он стал

Приват-доцентом, а в 1892 г. - экстраординарным профессором

университета.

С детских лет Лопатин был связан тесными дружескими отноше-

Ниями с В.С.Соловьевым, был горячим сторонником его фило-

Софской концепции. В 90-х годах он привлек Соловьева к работе в

журнале ≪Вопросы философии и психологии≫, одним из редакторов

Которого он являлся с 1894 г., а также к деятельности Московско-

Го психологического общества. После смерти Н. Я. Грота в 1899 г.

Лопатин стал председателем Психологического общества и на-

Правлял его работу до закрытия общества в 1918 г.

Отстаивая центральное место психологии в системе других наук,

Он рассматривал ее как методологию всех наук о человеке. Опре-

Деляя ее предмет, Лопатин доказывал, что психология должна

Быть наукой о законах и процессах душевной жизни. В этом опре-

Делении, писал Лопатин, гораздо точнее отражается смысл и на-

Правление психологических исследований, становится ясно, что ее

цель - изучение познавательных психических процессов и открытие

Общих закономерностей, определяющих психическую жизнь чело-

Века. Свои психологические взгляды Лопатин основывал как на

Философских концепциях В.Соловьева, к которому был близок не

Только в жизни, но и в творчестве, так и на теориях Спинозы и

Лейбница. В книге ≪Положительные задачи философии≫ (1911) он

Писал о значении немецкой научной школы для отечественной пси-

Хологии, обосновывая положительную роль метафизики в науке

Того времени. С его точки зрения, гносеологию построить невоз-

Можно без признания некоторых метафизических предпосылок, а

Именно: без признания души у других и существования внешнего

Мира. Он писал, что трансцендентное бытие нельзя объяснить нату-

Ралистически, а следовательно, остается только возможность спи-

Ритуалистического объяснения, если мы не хотим скатиться в агно-

Стицизм. Все реальное духовно, считал Лопатин, и в активности

нашего ≪Я≫ раскрывается настоящая реальность. Мир, таким обра-

Зом, есть система живых центров, единых в своей основе, в абсолю-

Те, в личном Боге. Таким образом, Лопатин исходил из того, что

Все в мире связано и взаимообусловлено, поэтому так важен для

Него был тезис о прямом и непосредственном знании внутреннего

Мира - познанию достаточно иметь хоть одну точку опоры, в кото-

Рой человек видит истинную действительность, чтобы постичь и

Всю остальную реальность в ее основных очертаниях.

Не отрицая большого значения эксперимента и физиологии для

Психологии, Лопатин все же считал психологию по преимуществу

Философской, а не естественной наукой, причем главное связующее

Звено между психологией и философией видел в теории познания.

В своем ≪Курсе психологии≫ (1903) он писал, что всякая теория по-

Знания (философская) вырастает на психологическом фундаменте

И, наоборот, психологическое исследование мышления соединяется

Наши рекомендации