Лософии, его система была совершенно лишена того догматизма
Который приобрела у некоторых его последователей.
Соловьев в некотором роде обозначил кульминационную точку
Того поворота в мышлении, который произошел в конце 80-х годов
XIX в. и знаменовал собой признание религиозной жизни и неко-
торое разочарование в ≪единодержавии≫ науки, в особенности ес-
Тествознания. При этом надо отметить, что в философии Соловьева
Рационалистические элементы сознательно соединялись с мисти-
Ческими. Соловьев духовно покончил со старым славянофильст-
Вом, его ложным национализмом и исключительным восточниче-
Ством. Он считал неправильной идею разделения христианства на
Католичество и православие и был одним из основателей экуме-
Низма. Интересно, что некоторые исследователи считают Соловьева
Антагонистом Толстого по философским и нравственным пробле-
Мам, при этом большинство отмечают, что влияние Соловьева на
Научную мысль, особенно в России, было намного значительнее,
Чем влияние Толстого. Оба мыслителя уделяли большое внимание
Проблеме взаимосвязи науки и веры, но в то время, как западник-
Рационалист Толстой отрицал науку, мистик Соловьев признавал
Ее права, что еще раз подчеркивает парадоксальность русской
Мысли и русской науки. Оба они придавали большое значение рели-
Гиозной этике, которая находилась в центре их внимания, но этика
Рационалиста Толстого привела его к отрицанию государства и
Анархизму, к учению о непротивлении злу, в то время как понима-
Ние этической задачи, возложенной на человека, повело Соловьева
По совершенно иному, более сложному и тонкому пути.
Свою философию, изложенную в основных его трудах ≪Оправ-
дание добра≫, ≪Духовные основы жизни≫ (1897), ≪Три разговора≫,
Он называл мистицизмом, т. е. таким воззрением, которое признает
Недостаточность эмпиризма и рационализма и, не отвергая их отно-
Сительной истинности, требует дополнения их другими источника-
ми знаний, имеющимися в ≪цельном разуме≫. Этот иной источник
Есть вера, свидетельствующая о существовании трансценденталь-
Ного мира, к которому неприменимы признаки, заимствованные
Из мира явлений. Он считал, что трансцендентальный мир, или
Всеединое целое, или Бог, имеет непосредственное отношение к
Человеку, который занимает среднее положение между безуслов-
Ным началом, или всеединым целым, и преходящим миром явле-
Ний, не заключающим в себе истины. В принципе из этого понима-
Ния места и роли человека в теории Соловьева и вытекает психо-
Логическая концепция Франка и Лосского, которые дополняют и
Развивают главные мысли ученого.
Одним из наиболее ценимых Соловьевым философов, особенно
В конце жизни, был Платон с его стремлением к созданию системы
Объективного идеализма и с его разочарованием (как и у Соловь-
ева) в возможности идеей воспламенить или переделать человека.
В своей космогонической концепции Соловьев, как и платоники,
Утверждал, что единство мира задано Логосом, который исходит
От Бога и объединяет бытие.
Однако платоновская концепция мира видоизменена Соловье-
Вым в двух отношениях - дуализм Платона преодолен у него, во-
Первых, идеей постепенного развития бытия в пяти царствах, идеей
Постепенного возвышения от мертвой материи к разумному и нрав-
Ственному царству, во-вторых, христианским пониманием сущно-
Сти человека и смысла истории. В центре его истории стоит божест-
Венная личность Христа, победившего смерть и таким путем при-
Общившего мир преходящих явлений к вечной жизни, к безуслов-
Ному началу. В Христе человеческое и божественное начала полу-
Чают свое высшее воплощение, и, следовательно, на основе христи-
Анства в самом широком смысле возможно восстановление изна-
Чального единства. Появление Христа придает смысл историче-
Скому процессу, долженствующему завершиться царством Божиим,
Победой любви над смертью, ибо Бог есть любовь.
Эта концепция ставит перед человеком очгнь важную задачу,
Ибо с ним связан качественный переход в развитии бытия. Человек
Наделен самосознанием, он является высшим звеном эволюции
Природы и поэтому может осознать направление и цель развития.
Имея высшую цель, человек стремится к совершенству, которое он
Видит в восстановлении и воссоединении Добра, Истины и Красоты.
Соловьев считал, что мертвая материя, пройдя через человеческую