Тельности того, что им сделано, но и по тому огромному влиянию
Которое он оказал на виднейших ученых своего времени. Это влия-
Ние не ослабло и после смерти Соловьева, оно заметно не только в
Работах Бердяева, Булгакова, Лосского, Лопатина, но и в художе-
ственных произведениях, например в поэзии символистов. Без
Преувеличения можно сказать, что именно взгляды В.С.Соловьева
Инициировали тот переворот в ценностных ориентациях и идеоло-
Гии, о котором говорилось выше.
Большую роль в духовном развитии Соловьева сыграла его семья,
Прежде всего отец - известный историк С.М.Соловьев, воспи-
Тавший в сыне уважение и любовь к знаниям, работоспособность,
Стремление к поиску универсальных истин. Во время учебы в гим-
Назии Соловьев, как и многие его сверстники, увлекся идеями на-
Родничества, ориентированными на материалистическую и позити-
Вистскую философию. С этим увлечением связано и его решение
поступить на физико-математический факультет Московского уни-
Верситета. Однако уже после второго курса он перешел на истори-
ко-филологический факультет, чему предшествовало знакомство с
П. Д.Юркевичем, который в этот период занимал кафедру фило-
софии в Московском университете. Его лекции оказали серьезное
Влияние на изменение мировоззрения Соловьева, и именно Юрке-
Вича он считал своим учителем.
Окончив с отличием университет, Соловьев в 1874 г. уехал в
Петербург, где защитил магистерскую диссертацию. Эта диссерта-
ция, которая называлась ≪Кризис западной философии≫, вызвала
Большой резонанс не только в науке, но и в широких кругах пе-
Тербургской и московской интеллигенции, так как Соловьев высту-
Пил против позитивизма, который господствовал в то время в Рос-
Сии. После зарубежной стажировки он начал преподавать в универ-
Ситете, готовился к защите докторской диссертации. Однако после
Смерти Юркевича положение Соловьева на кафедре философии
Существенно изменилось, особенно с приходом на должность заве-
Дующего кафедрой М.М.Троицкого, научные взгляды которого
Противоречили позиции Юркевича и Соловьева. Это привело к
Отставке Соловьева и его переезду в Петербург, где он и защитил
в 1880 г. докторскую диссертацию ≪Критика отвлеченных начал≫.
Однако в 1881 г. ему пришлось уйти и из Петербургского универ-
Ситета и из комитета в Министерстве народного просвещения.
Отставка была связана с тем, что Соловьев считал неприемлемой
Смертную казнь, высказав убеждение в необходимости ее отмены
Для всех преступников, в том числе и цареубийц. Это заявление,
Сделанное во время одной из его публичных лекций, вскоре после
Покушения народовольцев на царя, и привело к его отставке с госу-
Дарственной службы, на которую он не вернулся до конца жизни,
Несмотря на неоднократные предложения.
С этого времени началась активная публицистическая деятель-
Ность Соловьева, продолжавшаяся почти 10 лет. Он отошел от мно-
Гих своих прежних убеждений, от славянофильских ориентации,
сблизился с редакцией журнала ≪Вестник Европы≫ (органа либе-
Рального направления) и стал его активным сотрудником. Одно-
Временно он почти отошел от философии, к которой возвратился
Только в 90-е годы. В этот период он создал такие значительные
произведения, как ≪Смысл любви≫ (1892-1894), ≪Оправдание доб-
ра≫ (1894-1895) и ≪Три разговора≫ (1899-1900). Не имея постоян-
Ного дома и семьи, Соловьев жил у родных и знакомых, часто пере-
Езжая с места на место. В свой последний приезд в Москву летом
Г. он простудился и умер в имении своих друзей и единомыш-
Ленников Трубецких.
Как все богато одаренные люди, Соловьев не укладывался в
Определенные рамки. Стремление к активности и универсализму
объединяло его с ≪шестидесятниками≫, так как духовная атмосфе-
Ра знаменитой реформаторской эпохи была ему присуща в значи-
Тельной степени.
Хотя Соловьев оставил не законченную научную систему, а ско-
рее только ее план, ряд не всегда друг с другом согласующихся
Эскизов или особых приемов для разрешения отдельных проблем,
Тем не менее именно его искания во многом и сделали проблему
Развития нравственности, формирования личности человека, проб-
Лему воли центральными для психологии того времени. Причем в
Обсуждении этих проблем принимали участие не только психологи
И философы, но и педагоги, историки, юристы. Необходимо отме-
Тить, что, хотя Соловьев считается основателем христианской фи-