Тельности того, что им сделано, но и по тому огромному влиянию

Которое он оказал на виднейших ученых своего времени. Это влия-

Ние не ослабло и после смерти Соловьева, оно заметно не только в

Работах Бердяева, Булгакова, Лосского, Лопатина, но и в художе-

ственных произведениях, например в поэзии символистов. Без

Преувеличения можно сказать, что именно взгляды В.С.Соловьева

Инициировали тот переворот в ценностных ориентациях и идеоло-

Гии, о котором говорилось выше.

Большую роль в духовном развитии Соловьева сыграла его семья,

Прежде всего отец - известный историк С.М.Соловьев, воспи-

Тавший в сыне уважение и любовь к знаниям, работоспособность,

Стремление к поиску универсальных истин. Во время учебы в гим-

Назии Соловьев, как и многие его сверстники, увлекся идеями на-

Родничества, ориентированными на материалистическую и позити-

Вистскую философию. С этим увлечением связано и его решение

поступить на физико-математический факультет Московского уни-

Верситета. Однако уже после второго курса он перешел на истори-

ко-филологический факультет, чему предшествовало знакомство с

П. Д.Юркевичем, который в этот период занимал кафедру фило-

софии в Московском университете. Его лекции оказали серьезное

Влияние на изменение мировоззрения Соловьева, и именно Юрке-

Вича он считал своим учителем.

Окончив с отличием университет, Соловьев в 1874 г. уехал в

Петербург, где защитил магистерскую диссертацию. Эта диссерта-

ция, которая называлась ≪Кризис западной философии≫, вызвала

Большой резонанс не только в науке, но и в широких кругах пе-

Тербургской и московской интеллигенции, так как Соловьев высту-

Пил против позитивизма, который господствовал в то время в Рос-

Сии. После зарубежной стажировки он начал преподавать в универ-

Ситете, готовился к защите докторской диссертации. Однако после

Смерти Юркевича положение Соловьева на кафедре философии

Существенно изменилось, особенно с приходом на должность заве-

Дующего кафедрой М.М.Троицкого, научные взгляды которого

Противоречили позиции Юркевича и Соловьева. Это привело к

Отставке Соловьева и его переезду в Петербург, где он и защитил

в 1880 г. докторскую диссертацию ≪Критика отвлеченных начал≫.

Однако в 1881 г. ему пришлось уйти и из Петербургского универ-

Ситета и из комитета в Министерстве народного просвещения.

Отставка была связана с тем, что Соловьев считал неприемлемой

Смертную казнь, высказав убеждение в необходимости ее отмены

Для всех преступников, в том числе и цареубийц. Это заявление,

Сделанное во время одной из его публичных лекций, вскоре после

Покушения народовольцев на царя, и привело к его отставке с госу-

Дарственной службы, на которую он не вернулся до конца жизни,

Несмотря на неоднократные предложения.

С этого времени началась активная публицистическая деятель-

Ность Соловьева, продолжавшаяся почти 10 лет. Он отошел от мно-

Гих своих прежних убеждений, от славянофильских ориентации,

сблизился с редакцией журнала ≪Вестник Европы≫ (органа либе-

Рального направления) и стал его активным сотрудником. Одно-

Временно он почти отошел от философии, к которой возвратился

Только в 90-е годы. В этот период он создал такие значительные

произведения, как ≪Смысл любви≫ (1892-1894), ≪Оправдание доб-

ра≫ (1894-1895) и ≪Три разговора≫ (1899-1900). Не имея постоян-

Ного дома и семьи, Соловьев жил у родных и знакомых, часто пере-

Езжая с места на место. В свой последний приезд в Москву летом

Г. он простудился и умер в имении своих друзей и единомыш-

Ленников Трубецких.

Как все богато одаренные люди, Соловьев не укладывался в

Определенные рамки. Стремление к активности и универсализму

объединяло его с ≪шестидесятниками≫, так как духовная атмосфе-

Ра знаменитой реформаторской эпохи была ему присуща в значи-

Тельной степени.

Хотя Соловьев оставил не законченную научную систему, а ско-

рее только ее план, ряд не всегда друг с другом согласующихся

Эскизов или особых приемов для разрешения отдельных проблем,

Тем не менее именно его искания во многом и сделали проблему

Развития нравственности, формирования личности человека, проб-

Лему воли центральными для психологии того времени. Причем в

Обсуждении этих проблем принимали участие не только психологи

И философы, но и педагоги, историки, юристы. Необходимо отме-

Тить, что, хотя Соловьев считается основателем христианской фи-

Наши рекомендации