Дившись в невозможности получения немедленного результата

Многие ученые бросились в другую крайность - они полностью

Отказались от объективного исследования психики и стали интер-

Претировать получаемые данные в терминах чувства и веры, а не

Логики и знания. Этим, по-видимому, можно объяснить и тот

Факт, что в 90-х годах XIX в. превалировало гуманитарное знание,

А не точные науки. Падение интереса к естественно-научному объ-

Яснению феномена личности происходило на фоне усиления инте-

Реса к мистическим и религиозным концепциям человеческой души.

В то же время усиливался интерес к искусству, которое на рубе-

Же XIX-XX вв. достигло в России небывалого расцвета во всех

Областях - в прозе, поэзии, живописи, театре и балете. Можно

Сказать, что в то время общество развивалось по закону компен-

Сации, т.е. упадок общественной жизни, потеря интереса к науке,

Неуверенность в завтрашнем дне компенсировались уходом в ис-

Кусство.

Социальные и мировоззренческие изменения привели к изме-

Нению ориентации психологии материалистической, основанной на

Естествознании, на идеалистическую, связанную преимущественно с

Философией и социологией. После господства материализма и по-

Зитивизма и увлечения естественными науками начинается возрож-

Дение интереса к философии.

Кроме мировоззренческих существуют и чисто научные при-

Чины произошедших изменений. С одной стороны, развитие психо-

Логии показало невозможность применения к ней естественно-науч-

Ных методов в полном объеме, в особенности при исследовании

Гипнотизма, бессознательных структур психики, когда обнаружи-

Лась слабость материалистической метафизики, С другой стороны,

Успех философии Шопенгауэра и Гартмана, нгииедших себе в Рос-

Сии многочисленных поклонников, доказал недостаточность объ-

яснительных принципов позитивизма, особенно в плане раскрытия

Специфики познавательных процессов. Это заставило не только

Философов, но и естествоиспытателей, стремящихся к цельному

Мировоззрению, вновь обратиться к философии.

Так, А. С. Фаминцын в сочинении ≪Современное естествознание

и психология≫, которое вышло в Петербурге в 1898 г., доказывал

Неудовлетворительность чисто механистического мировоззрения

В науках о жизни. Наряду с защитниками механистического миро-

воззрения появились защитники динамизма (например, в форме

Теории энергетизма, что наложило большой отпечаток и на психо-

Логию), а наряду с физико-химическими объяснениями явлений

Жизни в то время появились биологические, основанные на вита-

Лизме. Большое значение имел пересмотр основных математических

Понятий, который повлек за собой изменение воззрений на про-

Странство и время. Нельзя сказать, чтобы отказ от естествознания

Был окончательным, но право философии на внимание со стороны

Ученых, исследующих природу, перестало кем-либо отрицаться.

Показательно, что вышедшая в 1881 г. книга Н.И.Пирогова

≪Вопросы жизни из дневника врача≫, в которой он обосновывал

Свою теологическую точку зрения и проявил себя глубоким и само-

Стоятельным религиозным мыслителем, была очень тепло и сочув-

Ственно встречена в обществе. В то же время подобные книги, по-

Являвшиеся в 60-70-х годах, воспринимались сугубо отрицательно

И вызвали критику в научных и общественных кругах. Характер-

ный поворот взглядов на естествознание виден и в книге ≪Сборник

по философии естествознания≫ (1906). Однако ориентация психо-

Логов на естественные науки не исчезла, и сохранилось стремле-

Ние к построению объективной психологии, исследующей поведе-

Ние человека и животных, основы которой были заложены Сече-

Новым. В новых условиях идеи Сеченова разрабатывались Павло-

Вым, Бехтеревым, В. А. Вагнером и другими исследователями.

Существенной особенностью этого этапа развития отечествен-

Ной науки было и то, что вместо ряда крупных ученых, работавших

В 70-е годы, в конце XIX в. появились группы; они объединялись

Вокруг ветеранов предшествующего периода и вместе с ними раз-

рабатывали те научные вопросы, которые были поставлены лиде-

Рами этих школ. Именно в то время у нас впервые появились науч-

ные школы, например школы Менделеева, Бутлерова, Соловьева,

Веселовского, Грота, Потебни и др.

Одной из центральных фигур в российской науке XIX в. по пра-

Ву можно считать В.С.Соловьева (1853-1900), не только по значи-

Наши рекомендации