Тивное, в котором может быть много признаков. При этом первое
Является для нас знаком, символом, замещающим второе. Объек-
тивное содержание служит формой, в которой сознанию пред-
ставляется содержание мысли. Поэтому, если исключить субъек-
тивное содержание, в слове останется только звук, т.е. внешняя
Форма слова и его этимологическое значение, которое представляет
Собой внутреннюю форму слова.
Так Потебня вводит одно из важнейших своих понятий - внут-
Реннюю форму слова, которая показывает, как представляется чело-
Веку его собственная мысль. Развивая это положение, он писал,
Что в слове мы различаем его внешнюю форму - членораздельный
Звук, его объективное значение и тот образ, в виде которого вы-
Ражено значение и который является внутренней формой слова.
При этом в основе перехода от символа к знаку, с его точки зре-
Ния, лежит изменение внутренней формы слова, т.е. переход от
Субъективного к объективному и от образного к безобразному
Содержанию слова. Таким образом, поэтичность языка связана с
Его символичностью и многозначностью, в то время как проза
Связана с забвением внутренней формы слова.
Исследования Потебни процесса трансформации внутренней
Формы слова и его значения в большой мере повлияли на развитие
Не только психологии и лингвистики, но и эстетики. Он доказы-
вал, что в искусстве образ (внутренняя форма) более многозначен,
чем содержание. Поэтому содержание, которое мы черпаем из дан-
Ного произведения, может и не совпадать с тем, которое вложил в
Него сам художник, но оно всегда обусловлено внутренней фор-
Мой данного произведения. С этой точки зрения ценность произ-
Ведения заключается не столько в оригинальности или важности
Его содержания, сколько в его внутренней форме, т.е. в силе и
Гибкости созданного образа, его способности вступать в новые
Социальные связи, вызывая эмоции у новых поколений. Гибкий
Образ может вызывать разные представления, люди могут вкла-
дывать в него различное содержание, поэтому такое произведение
Не устаревает со временем и вызывает восторг у совершенно раз-
Ных людей.
Таким образом, и Потебня и Кавелин, хотя и с разных позиций,
Пришли к выводу о том, что главное в произведении искусства -
его форма, а не содержание, и только совершенное по форме про-
Изведение может вызвать отклик у зрителей. Эти работы во многом
Способствовали новому пониманию искусства, которое зарожда-
Лось на рубеже XIX-XX вв.
Потебня считал, что с психологической точки зрения слово име-
Ет две функции. Первая состоит в том, что с помощью слова чело-
Век освобождается от переживания, так как в звуке передает его
Другому человеку. Иными словами, не только искусство, но и речь,
Объективируя эмоции человека, способствует катарсису, очищению
От них. Вторая, не менее важная функция слова состоит в том, что
Речь, как и искусство, является формой самопознания, так как по-
Зволяет сначала самому творцу, а затем и слушателям осознать
свои мысли и чувства. Он писал, что ≪слово потому есть орган
Мысли и понимания мира и себя, что первоначально оно есть сим-
вол, идеал и имеет все свойства художественного произведения≫.
Изучение процесса развития слова в концепции Потебни было
Тесным образом связано с проблемой творчества. Критикуя совре-
Менную ему ассоцианистическую психологию за неумение понять
Природу творчества, он писал, что она не может объяснить проб-
Лему появления, рождения слова, которое и является главным про-
Дуктом творчества души. Исследуя процесс развития речи, Потебня
Выделил в нем две стороны - понимание речи другого и создание
Собственной речи. Эти две стороны развиваются по-разному. Раз-
Витие понимания идет путем интериоризации, в то время как фор-
Мирование речи - это творческий процесс создания языка. В дан-
Ном отношении позиция Потебни близка мыслям Бюлера, который
Также разрабатывал эвристическую концепцию развития речи.
Потебня подчеркивал, что, как любое творчество, создание языка -
Это процесс, который развивается изнутри, причем и ребенок и
Народ в целом сначала воссоздают или открывают какие-то поня-
Тия, а потом называют их, придумывают им названия.
Противоречивость психологического развития человека, с его
Точки зрения, состоит в том, что мышление развивается изнутри,
Но знания и опыт приходят к человеку извне, т. е. язык есть твор-