Ведения и психических процессов, хотя не отрицал и возможности
Психологии влиять на воспитание человека. Свои взгляды на про-
грамму построения психологии он изложил в работе ≪Кому и как
разрабатывать психологию≫, которая вышла, как и статья Каве-
Лина, в 1872 г.
Главные вопросы, по которым происходила полемика, были
Связаны также с проблемой свободы воли и методов исследования
Психики.
Обсуждая методы исследования психики, Сеченов и Кавелин
Соглашались с тем, что интроспекция не может быть единствен-
Ным и ведущим способом исследования. Общей была и мысль о
Необходимости изучения генезиса, развития психических процес-
Сов, но разный подход к психологии и разное понимание психиче-
Ских процессов затрудняли их согласие и служили основой расхо-
Ждения в тех вопросах, в которых они были близки друг другу.
Главное, с чем был не согласен Сеченов в подходе Кавелина, -
Это то, что существует особый психический орган, психическое
Зрение, являющееся инструментом познания окружающего. Эта
Критика совершенно естественна, так как именно Сеченов разра-
Ботал основы общепризнанной в настоящее время рефлекторной
Теории познания. Не будет преувеличением сказать, что главным
для психологии было даже не столько открытие рефлекторной
Природы поведения, так как об этом пусть и на другом уровне, но
говорили и раньше, сколько открытие роли мышцы, роли движения
В познании окружающего. Однако второе утверждение Сеченова
О том, что выделение двух начал в человеке не соответствует дейст-
Вительности и что все процессы, и психические и физические,
Имеют одну детерминацию - естественную, не может быть безого-
Ворочно принято.
Предостерегая против сведения психики к биологически детер-
Минированной, Кавелин в принципе высказывал совершенно спра-
Ведливое суждение о том, что личностью является только человек,
Действующий под влиянием собственной мотивации. Однако при
Его понимании психического он не мог примирить свой взгляд на
Личность с естественностью происхождения души человека, дока-
Зывая, что в естественной психологии личность никогда не сможет
Быть изучена, так как личность считает себя всегда центром все-
Ленной, а естественные науки в личностях видят лишь единицы по-
Добных друг другу организмов.
Он также не мог согласиться с тем, что поведение - это выра-
Ботка условных рефлексов, так как при таком подходе на воспита-
Ние смотрят как на один из видов дрессировки. Нельзя не признать
Правильность многих критических замечаний Кавелина, особенно
В вопросах, касающихся воспитания. Справедливость их, связан-
Ная с уровнем восприятия теории рефлексов в обществе, была при-
Знана и Сеченовым, который счел необходимым разъяснить неко-
Торые положения своей теории, в частности понимание проблемы
Свободы воли, о чем говорилось выше.
Справедливость этих замечаний Кавелина подтверждается и
Историей науки. Так, в психологии после Гартли и Уотсона, кото-
Рые доказывали, что человек является своеобразной марионеткой,
Возникли противоположные взгляды на психику человека, напри-
Мер экзистенциальная и гуманистическая психология.
Расхождения между Сеченовым и Кавелиным касались и вопро-
Сов происхождения сознания и самосознания. При этом объяснение
Их генезиса было гениально угадано Сеченовым. Кавелин же не
Понял главную идею Сеченова - интериоризацию движений мыш-
Цы, лежащую в основе развития мышления и воли, поэтому он
Отстаивал свою идею о психическом зрении, хотя и полагал необ-
Ходимым соединить самонаблюдение с данными объективных на-
Блюдений и психологию с физиологией.
В то же время Сеченов в своих поисках объективной психологии
Считал, что двойная детерминация уводит ее в сторону от объек-
Тивности, и потому не соглашался с Кавелиным, который искал
Ответ на вопрос о роли культуры в происхождении нравственности,
Установок и ценностных ориентации человека.
Особенность 60-70-х годов XIX в. в психологии заключалась в
Том, что положения, разработанные Кавелиным, критиковались
Не только Сеченовым, но и философами-идеалистами, в частности
Ю.Ф.Самариным, который также опубликовал свои критические
Замечания на работу Кавелина. При этом он, как и Сеченов, вы-
Ступал главным образом против идеи Кавелина о двух детерми-
Нантах психического развития, отстаивая идею о единственной,