Несколько позже появились первые научные кружки и общества
например Психологическое общество в Москве, о котором будет
Еще сказано ниже. Именно литературная, научная, правовая дея-
Тельность таких кружков и была той питательной средой, в кото-
Рой развивалась наша наука.
В 1863 г., после долгого перерыва, возобновилось преподавание
философии в российских университетах. Это стимулировало науч-
Ные исследования в области психологии и логики, которые хотя и
Не были запрещены, как философия, но находились в забвении.
Конечно, длительный перерыв не мог не сказаться на уровне пре-
Подавания этих наук, поэтому, прежде чем оказать заметное влия-
ние на российское общество, многие дисциплины, и психология в
Их числе, должны были организоваться и упрочиться. В новых
Социальных условиях психология оживает не только и не столько
В стенах учебных заведений, сколько в общественных кружках и в
Публицистике. Это приводит к формированию одной из важнейших
Особенностей отечественной психологии, о которой говорилось
Выше, - ее развитие направляется не кафедрой, как на Западе, а
Литературой. Об этом говорит и тот факт, что многие исследова-
Тели, как отечественные, так и зарубежные, считали именно худо-
Жественную литературу наиболее значительной русской филосо-
Фией и психологией прошлого века.
Изменялось не только содержание психологии, изменялось ее
Место в системе других наук. В начале XIX в. она была связана
Преимущественно с философией, ориентация на которую была по-
Ставлена под сомнение в 60-80-е годы. Это было время расцвета,
Интенсивного развития естественных наук в России, на них сосре-
Доточились главный интерес общества и основные научные дости-
Жения. Это наложило естественно-научный отпечаток и на разви-
Тие психологии, положив начало формированию физиологической
Психологии.
Огромный интерес к позитивизму привел ≪семидесятников≫ к
Убеждению, что только позитивные науки способны обеспечить
Истинный прогресс, поэтому искусство, особенно искусство фор-
Мальное, безыдейное, а также философия и психология в том виде,
В котором она существовала в то время, лишь тормозят движение
Общества вперед. Трудность критики данной точки зрения была
Связана с тем, что она вытекала из идеологии народничества, кото-
Рая доминировала в среде интеллигенции в то время и рассматри-
Вала ценность культуры прежде всего с позиций ее необходимости
Для простого народа, его просвещения.
Реформы давно ожидались и требовались мыслящей частью
Общества как вполне созревшая народная потребность, даже как
Историческая необходимость. Они не только не опередили свое
Время, но скорее запоздали. Ощущение запаздывания придало ре-
Формам несколько торопливый, нервный ход, который не мог не
Отразиться на их успехе. Трудность преобразователей была в том,
Что они не находили и не могли найти готовых исторических реше-
Ний, на которые могли бы опереться в своей деятельности. Простых
≪рецептов≫ не было ни в народном сознании, так как Россия еще
Не переживала подобного, ни в исторической литературе, так как за-
Падные реформы не могли стать полным аналогом отечественных.
Оказавшись на перепутье, Россия должна была решить, как ей
Двигаться дальше, какой путь соответствует национальному харак-
Теру. Эти проблемы стали центральными не только для социоло-
Гии, философии и юриспруденции, но и для психологии того вре-
Мени. В то же время как естественные, так и гуманитарные науки
Того периода имели тенденцию к созданию универсальных теорий,
каждая из которых претендовала на открытие основных законо-
Мерностей развития человека и общества. Так, Ковалевский зало-
422 !
Жил основы эволюционного направления в палеонтологии, Мен-
Делеев - основы химии, Сеченов - основы нервной физиологии и
Психологии, Михайловский и Лавров занимались социологией, раз-
Рабатывая свою теорию общественного прогресса. Значительное
Место в их работе занимали психологические проблемы, в частно-
Сти изучение развития личности и развития критичности мышления
у человека. Универсализм лежал и в основе теории ≪психологизма≫,
Весьма распространенной не только в середине XIX, но и в начале
XX в. Согласно этой теории, одним из основателей которой явля-
Ется П.Л.Лавров, психология должна стать основой всех наук о