Несколько позже появились первые научные кружки и общества

например Психологическое общество в Москве, о котором будет

Еще сказано ниже. Именно литературная, научная, правовая дея-

Тельность таких кружков и была той питательной средой, в кото-

Рой развивалась наша наука.

В 1863 г., после долгого перерыва, возобновилось преподавание

философии в российских университетах. Это стимулировало науч-

Ные исследования в области психологии и логики, которые хотя и

Не были запрещены, как философия, но находились в забвении.

Конечно, длительный перерыв не мог не сказаться на уровне пре-

Подавания этих наук, поэтому, прежде чем оказать заметное влия-

ние на российское общество, многие дисциплины, и психология в

Их числе, должны были организоваться и упрочиться. В новых

Социальных условиях психология оживает не только и не столько

В стенах учебных заведений, сколько в общественных кружках и в

Публицистике. Это приводит к формированию одной из важнейших

Особенностей отечественной психологии, о которой говорилось

Выше, - ее развитие направляется не кафедрой, как на Западе, а

Литературой. Об этом говорит и тот факт, что многие исследова-

Тели, как отечественные, так и зарубежные, считали именно худо-

Жественную литературу наиболее значительной русской филосо-

Фией и психологией прошлого века.

Изменялось не только содержание психологии, изменялось ее

Место в системе других наук. В начале XIX в. она была связана

Преимущественно с философией, ориентация на которую была по-

Ставлена под сомнение в 60-80-е годы. Это было время расцвета,

Интенсивного развития естественных наук в России, на них сосре-

Доточились главный интерес общества и основные научные дости-

Жения. Это наложило естественно-научный отпечаток и на разви-

Тие психологии, положив начало формированию физиологической

Психологии.

Огромный интерес к позитивизму привел ≪семидесятников≫ к

Убеждению, что только позитивные науки способны обеспечить

Истинный прогресс, поэтому искусство, особенно искусство фор-

Мальное, безыдейное, а также философия и психология в том виде,

В котором она существовала в то время, лишь тормозят движение

Общества вперед. Трудность критики данной точки зрения была

Связана с тем, что она вытекала из идеологии народничества, кото-

Рая доминировала в среде интеллигенции в то время и рассматри-

Вала ценность культуры прежде всего с позиций ее необходимости

Для простого народа, его просвещения.

Реформы давно ожидались и требовались мыслящей частью

Общества как вполне созревшая народная потребность, даже как

Историческая необходимость. Они не только не опередили свое

Время, но скорее запоздали. Ощущение запаздывания придало ре-

Формам несколько торопливый, нервный ход, который не мог не

Отразиться на их успехе. Трудность преобразователей была в том,

Что они не находили и не могли найти готовых исторических реше-

Ний, на которые могли бы опереться в своей деятельности. Простых

≪рецептов≫ не было ни в народном сознании, так как Россия еще

Не переживала подобного, ни в исторической литературе, так как за-

Падные реформы не могли стать полным аналогом отечественных.

Оказавшись на перепутье, Россия должна была решить, как ей

Двигаться дальше, какой путь соответствует национальному харак-

Теру. Эти проблемы стали центральными не только для социоло-

Гии, философии и юриспруденции, но и для психологии того вре-

Мени. В то же время как естественные, так и гуманитарные науки

Того периода имели тенденцию к созданию универсальных теорий,

каждая из которых претендовала на открытие основных законо-

Мерностей развития человека и общества. Так, Ковалевский зало-

422 !

Жил основы эволюционного направления в палеонтологии, Мен-

Делеев - основы химии, Сеченов - основы нервной физиологии и

Психологии, Михайловский и Лавров занимались социологией, раз-

Рабатывая свою теорию общественного прогресса. Значительное

Место в их работе занимали психологические проблемы, в частно-

Сти изучение развития личности и развития критичности мышления

у человека. Универсализм лежал и в основе теории ≪психологизма≫,

Весьма распространенной не только в середине XIX, но и в начале

XX в. Согласно этой теории, одним из основателей которой явля-

Ется П.Л.Лавров, психология должна стать основой всех наук о

Наши рекомендации