Ях гуманистической психологии?
Какие виды ценностей выделил Франкл?
Чем различаются подходы к коррекции психического развития в пси-
Хоанализе и гуманистической психологии?
Какие стороны адаптации были выделены Пиаже?
Какое объяснение эгоцентрической речи было предложено Пиаже?
Какие этапы развития мышления были описаны в теории Пиаже?
Каким образом Пиаже доказывал приоритет интеллекта в развитии
Психики?
Какие этапы в развитии нравственности детей выделены Кольбергом?
16. Какие вопросы изучал Брунер?
В чем роль личностного конструкта?
Какова суть основного постулата Келли?
Что изучали в Центре когнитивной психологии?
В чем значение метафоры компьютера для когнитивной психологии?
Как трактуется бессознательное в когнитивной психологии?
В чем недостатки искусственных интеллектуальных моделей?
Примерные темы рефератов
Самоактуализация и ее значение в концепциях Маслоу и Франкла.
Особенности подхода к проблеме бессознательного в гуманистической
Психологии.
Сравнительный анализ подхода к проблеме психологический защиты в
Глубинной и гуманистической психологии.
Роль интеллекта в развитии психики - позиции Ф'рейда и Пиаже.
Проблема обучения в теории Пиаже - достоинства и недостатки.
Современные технологии и их роль в развитии психологии.
Исследования познания - традиционный и когнитивный подходы.
Рекомендуемая литература
Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.
История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.
Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М, 1994.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1994.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
Солсо Р. Л. Когнитивная психология. - СПб., 1996.
Фрцщкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.
Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.
Глава 12
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Общий обзор развития психологии в России
История становления отечественной психологии не случайно
Выделена в отдельную главу, хотя работы некоторых ученых упо-
Минались и ранее. Необходимо подчеркнуть, что такое разделение
Никак не указывает на то, что российская психология развивалась
В отрыве от мировой. Напротив, связь между ними была очень тес-
Ной, отечественные ученые постоянно ездили на стажировку в луч-
Шие европейские лаборатории. Выходившие за рубежом книги пе-
Реводились практически мгновенно и печатались (по крайней мере,
Наиболее значительные из них) в течение нескольких месяцев после
Появления на родине. Обзоры научных открытий и дискуссий пуб-
ликовались и в журналах, например в ≪Вестнике Европы≫.
Причиной же для отдельного рассмотрения российской психо-
Логии было стремление показать целостную картину становления
Этой науки в нашей стране, ее специфику по сравнению с зарубеж-
Ной и дать анализ тех факторов, которые определили и ее своеобра-
Зие, и динамику ее развития. В соответствии с этим выделены и
Временные периоды, характеризующие критические точки в раз-
Витии российской науки.
Это 40-60-е годы XIX в., т.е. период становления российской
Психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и науч-
Ной программы. В силу логики развития (расцвет позитивизма и
Естественных наук) и благодаря сложившейся в России социаль-
Ной ситуации (проведение комплексных реформ) в этот период из
двух предложенных программ (К.Д.Кавелина и И.М.Сеченова)
Была выбрана программа построения психологии как естественно-
научной дисциплины, предложенная Сеченовым.
Идеологический кризис в российском обществе в конце XIX в.
Ознаменовал новый важный период в развитии отечественной
Психологии, связанный с переосмыслением ее методологии. Это
Привело к возникновению принципиально нового подхода, ориен-
Тированного на духовную философию, идеи В. Соловьева и его по-
Следователей. Одновременно (хотя и не так интенсивно) развива-
Лась и объективная (естественно-научная) психология, возникали
Экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вунд-
Та в Лейпциге.
Следующим важным моментом стало зарождение советской,
Марксистской психологии, появившейся в 20-30-х годах. В много-
Численных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время,
Нашло отражение стремление построить новую психологию, на-