Ровать сознание и выводить его из предмета психологии.
Так появилась последняя в XX в. психологическая школа. Хотя
Ее возникновение порождено скорее общим направлением и логи-
Кой развития психологии, чем открытиями конкретных ученых,
Тем не менее можно говорить о деятельности двух психологов, в
Наибольшей степени способствовавшей возникновению нового
Направления. Д.Миллер (р. 1920) создал первый научный Центр
Когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы
Изучения познавательных процессов. У.Найссер (р. 1928) выпус-
тил в 1967 г. книгу ≪Когнитивная психология≫, в которой изло-
Жил основные положения этого направления.
В 1960 г. при Гарвардском университете Миллер и Брунер соз-
Дали Центр когнитивных исследований. Противопоставляя свои
Работы все еще превалировавшим в тот период бихевиоральным
Исследованиям, в Центре изучали разнообразные познавательные
Процессы - восприятие, память, мышление, речь, в том числе про-
Водили анализ их генезиса. Именно генетический аспект, позна-
Ния, как было показано выше, и стал ведущим для Брунера.
Для Миллера и других когнитивистов приоритетной остава-
Лась ориентация на анализ функционирования уже сформирован-
Ных процессов и их структурный анализ. Параллельно начались
Работы по изучению искусственного интеллекта, причем в неко-
Торых случаях упрощение моделей шло в ущерб анализу когни-
Тивной системы человека.
Осознанию своего предмета и метода когнитивная психология
Обязана Найссеру и его книге, о которой уже упоминалось выше.
Он, так же как и Пиаже, доказывал решающую роль познаватель-
Ного компонента в структуре психики, в деятельности людей.
Очертив основной круг проблем нового направления, Найссер
Определил познание как процесс, при помощи которого входящие
Сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации
Для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего ис-
Пользования. Он предположил, что когнитивные процессы лучше
Всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий
Через различные стадии трансформации. Для объяснения сути про-
исходящих процессов им были предложены такие термины, как
≪иконическая память≫, ≪эхоическая память≫, ≪преднастроечные про-
цессы≫, ≪фигуративный синтез≫, и разработаны методы их изу-
Чения - визуальный поиск и селективное наблюдение.
Первоначально он также занимался исследованием ≪искусствен-
ного интеллекта≫, однако затем отошел от этих работ и критико-
Вал некоторых своих коллег за чрезмерное внимание к искусст-
Венному интеллекту, сужающее эффективность когнитивной пси-
Хологии. Эта позиция Найссера была подкреплена материалами,
Полученными им при изучении экологии восприятия. Он пришел
К выводу о том, что при изучении искусственных моделей перера-
ботки информации (например, деятельности оператора) недооце-
Нивается обилие информационных стимулов, которые получает
Человек в естественных информационно насыщенных условиях.
Эти мысли Найссера получили отражение в его новой книге
≪Познание и реальность≫ (1976). Высказанные в ней теоретиче-
Ские соображения были подкреплены проведенными им экспери-
ментами (например, при изучении разделенного и селективного
Внимания).
Метафора компьютера, которая, как упоминалось, очень рас-
Пространена в этом подходе, легла в основу работ, в которых
Компьютерные программы служат моделью для понимания про-
Цессов обработки информации человеком. Положительным здесь
Является тот факт, что интеллект не рассматривается как набор
Последовательных, часто малосвязанных этапов или ступеней пе-
Реработки информации, как это было в традиционной психоло-
Гии, в которой считалось, что вслед за ощущением идет воспри-
Ятие, затем память, мышление и т. д. В новом подходе рассматри-
Вается комплексная система, имеющая сложную структуру, а ие-
Рархия построена на типах переработки информации и зависит от
Стоящих задач.
Многочисленные исследования, проводимые учеными в рам-
Ках нового направления, были направлены на изучение этой струк-
Туры и ее деятельности в разных ситуациях. Среди их работ не-
обходимо отметить изучение тех преобразований, которые про-
Исходят с сенсорной информацией с момента ее попадания на
Рецептор и до получения ответной реакции. При этом были по-