Чем он думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности
И в конечном итоге - к невротизации личности.
Невротизации способствует и уход от своей индивидуальности,
Отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, счи-
Тал одной из важнейших потребностей личности. Развивая осно-
Вы своей терапии, ученый соединил в ней идею конгруэнтности с
Самоактуализацией, так как их нарушение ведет к неврозу и от-
Клонениям в развитии личности.
Говоря о структуре ≪Я≫, Роджерс пришел к выводу о том, что
Внутренняя сущность человека, его Самость выражается в само-
Оценке, которая является отражением истинной сути данной лич-
ности, его ≪Я≫. У маленьких детей эта самооценка бессознательна
И представляет собой скорее самоощущение, а не самооценку. Тем
Не менее уже в раннем возрасте она руководит поведением чело-
Века, помогая понять и отобрать из окружающего то, что присуще
Именно данному индивиду, - интересы, профессию, общение с оп-
Ределенными людьми и т.д. В более позднем возрасте дети начи-
Нают осознавать себя, свои стремления и способности и строить
Свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том
Случае, если поведение выстраивается именно исходя из самооцен-
Ки, оно выражает истинную суть личности, его способности и уме-
Ния, а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты
Деятельности приносят человеку удовлетворение, повышают его
Статус в глазах других, такому человеку не надо вытеснять свой
Опыт в бессознательное, так как его мнение о самом себе, мнение
О нем других и его реальная Самость соответствуют друг другу,
Создают полную конгруэнтность.
Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимо-
Отношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ из-
Вестного ученого Б.Спока, который писал о том, как родители
Должны ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооцен-
Ки и помогая их социализации.
Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто со-
Блюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. По-
Этому уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей
Истинной самооценки, от своей Самости. Чаще всего это проис-
Ходит под давлением взрослых, у которых имеется свое представ-
Ление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку
Они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал
Своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать про-
Тив навязываемых им действий, интересов и представлений, прихо-
Дя к конфликту с окружающими, негативизму и агрессии. Стрем-
Ление во что бы то ни стало отстоять себя, преодолеть давление
Взрослых также может нарушить истинную самооценку, так как в
Своем негативизме ребенок начинает протестовать против всего,
Что идет от взрослого, даже в том случае, если это соответствует
Его истинным интересам. Естественно, что такой путь развития не
Может быть позитивным, и необходимо вмешательство психотера-
Певта, чтобы наладить общение ребенка с окружающими.
Однако чаще всего, отмечает Роджерс, дети и не пытаются про-
Тивостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это проис-
Ходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со сторо-
Ны взрослого. Такое стремление заслужить любовь и привязан-
ность окружающих он называл ≪условием ценности≫, которое в
Крайнем своем проявлении звучит как желание быть любимым и
Уважаемым каждым, с кем человек входит в соприкосновение.
≪Условие ценности≫ становится серьезным препятствием на пути
личностного роста, так как мешает осознанию истинного ≪Я≫ че-
Ловека, его истинного призвания, заменяя его тем образом, кото-
Рый приятен другим. Однако проблема не только в том, что, ста-
Раясь заслужить любовь других, человек отказывается от себя, от
Своей самоактуализации, но и в том, что при осуществлении дея-
Тельности, навязанной другими и не соответствующей истинным,
Хотя и неосознаваемым в данный момент желаниям и способно-
Стям, человек не может быть полностью успешен, как бы он ни
Старался и как бы ни убеждал себя, что эта деятельность и есть его
Настоящее призвание. Необходимость постоянно игнорировать
Сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной ус-
Пешности, которые приходят к субъекту из внешнего мира, связана
С боязнью изменить свою самооценку, к которой человек привык