Развитие - это адаптация к среде, нахождение определенной эколо-
Гической ниши, в которой личность может уйти от давления среды.
С точки зрения Маслоу, психологическая защита помогает адапта-
Ции к окружающему и, следовательно, препятствует личностному
Росту. Таким образом, противоположные взгляды на сам процесс
Развития личности рождают противоположные взгляды на роль
Психологической защиты в этом развитии.
Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внут-
реннюю природу, научиться ≪сонастраиваться≫ в соответствии с
Этой природой, строить свое поведение исходя из нее. При этом
Самоактуализация является не одномоментным актом, но процес-
сом, не имеющим конца, это способ ≪проживания, работы и отно-
шений с миром, а не единичное достижение≫, - писал Маслоу. Он |
Выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые
изменяют отношение человека к самому себе и миру, стимулируют >
личностный рост и стремление к самоактуализации. Это может !
быть мгновенное переживание, которое Маслоу называл ≪пик-пе- >
реживание≫, или длительное ≪плато-переживание≫. В любом случае
I
Это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно
Бытийных, а не дефициентных потребностей, а потому они так
Важны в развитии самоактуализации, в первую очередь самоактуа-
Лизации трансцендентного типа, формируемой у людей, для кото-
Рых наиболее значим именно трансцендентный опыт.
Необходимо отметить, что Маслоу был практически первым
Психологом, обратившим внимание не только на отклонения, труд-
Ности и негативные стороны личности, но и на позитивные сторо-
Ны личностного развития. Он одним из первых исследовал пози-
Тивные достижения личного опыта, раскрыл пути саморазвития и
Самосовершенствования для любого человека.
Теоретические и психотерапевтические концепции
Роджерса и Франкла
К.Роджерс (1902-1987) окончил Висконсинской университет,
Отказавшись от карьеры священника, к которой готовился с юно-
Сти. Он увлекся психологией, а работа в качестве практикующего
Психолога в центре помощи детям дала ему интересный материал,
который он обобщил в своей первой книге ≪Клиническая работа с
проблемными детьми≫ (1939). Эта книга имела успех, и Рождерса
Пригласили на должность профессора в Университет Огайо. Так
началась его академическая деятельность, которую он успешно
продолжал до конца своей жизни. В 1945 г. Чикагский университет
Предоставил ему возможность открыть консультационный центр,
В котором он разрабатывал основы своей индирективной терапии -
≪терапии, центрированной на клиенте≫. Основы ее изложены в
Одноименной книге Роджерса, опубликованной в 1952 г. В 1957 г.
он перешел в Висконсинский университет, где вел курсы психиат-
рии и психологии. Здесь он написал книгу ≪Свобода учиться≫, в
которой отстаивал право студентов на самостоятельность в их
Учебной деятельности. Однако конфликт с администрацией, считав-
Шей, что он предоставляет слишком много свободы своим студен-
там, заставил Роджерса уйти из государственных университетов и
Организовать Центр для изучения личности - свободное объедине-
Ние представителей терапевтических профессий, в котором он и
Работал до конца жизни.
В своей теории личности Роджерс разработал систему понятий,
Позволяющую людям создавать и изменять свои представления о
Себе, своих близких. На основе этой теории разрабатывалась те-
Рапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с
Окружающими. Как и для других представителей гуманистической
Психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности
Является центральной для Рождерса. Он считал, что тот опыт, ко-
Торый приобретает человек в течение жизни и который он назы-
вает ≪феноменальным полем≫, уникален и индивидуален. Этот мир,
Создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с ре-
Альной действительностью, так как не все предметы в окружении
Человека осознаются им. Степень тождественности этого поля ре-
Альной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. При
Высокой степени конгруэнтности то, что человек сообщает дру-
Гим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходя-
Щем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгру-
Энтности приводит к тому, что человек либо не осознает реально-
Сти, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать или о