Развитие - это адаптация к среде, нахождение определенной эколо-

Гической ниши, в которой личность может уйти от давления среды.

С точки зрения Маслоу, психологическая защита помогает адапта-

Ции к окружающему и, следовательно, препятствует личностному

Росту. Таким образом, противоположные взгляды на сам процесс

Развития личности рождают противоположные взгляды на роль

Психологической защиты в этом развитии.

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внут-

реннюю природу, научиться ≪сонастраиваться≫ в соответствии с

Этой природой, строить свое поведение исходя из нее. При этом

Самоактуализация является не одномоментным актом, но процес-

сом, не имеющим конца, это способ ≪проживания, работы и отно-

шений с миром, а не единичное достижение≫, - писал Маслоу. Он |

Выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые

изменяют отношение человека к самому себе и миру, стимулируют >

личностный рост и стремление к самоактуализации. Это может !

быть мгновенное переживание, которое Маслоу называл ≪пик-пе- >

реживание≫, или длительное ≪плато-переживание≫. В любом случае

I

Это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно

Бытийных, а не дефициентных потребностей, а потому они так

Важны в развитии самоактуализации, в первую очередь самоактуа-

Лизации трансцендентного типа, формируемой у людей, для кото-

Рых наиболее значим именно трансцендентный опыт.

Необходимо отметить, что Маслоу был практически первым

Психологом, обратившим внимание не только на отклонения, труд-

Ности и негативные стороны личности, но и на позитивные сторо-

Ны личностного развития. Он одним из первых исследовал пози-

Тивные достижения личного опыта, раскрыл пути саморазвития и

Самосовершенствования для любого человека.

Теоретические и психотерапевтические концепции

Роджерса и Франкла

К.Роджерс (1902-1987) окончил Висконсинской университет,

Отказавшись от карьеры священника, к которой готовился с юно-

Сти. Он увлекся психологией, а работа в качестве практикующего

Психолога в центре помощи детям дала ему интересный материал,

который он обобщил в своей первой книге ≪Клиническая работа с

проблемными детьми≫ (1939). Эта книга имела успех, и Рождерса

Пригласили на должность профессора в Университет Огайо. Так

началась его академическая деятельность, которую он успешно

продолжал до конца своей жизни. В 1945 г. Чикагский университет

Предоставил ему возможность открыть консультационный центр,

В котором он разрабатывал основы своей индирективной терапии -

≪терапии, центрированной на клиенте≫. Основы ее изложены в

Одноименной книге Роджерса, опубликованной в 1952 г. В 1957 г.

он перешел в Висконсинский университет, где вел курсы психиат-

рии и психологии. Здесь он написал книгу ≪Свобода учиться≫, в

которой отстаивал право студентов на самостоятельность в их

Учебной деятельности. Однако конфликт с администрацией, считав-

Шей, что он предоставляет слишком много свободы своим студен-

там, заставил Роджерса уйти из государственных университетов и

Организовать Центр для изучения личности - свободное объедине-

Ние представителей терапевтических профессий, в котором он и

Работал до конца жизни.

В своей теории личности Роджерс разработал систему понятий,

Позволяющую людям создавать и изменять свои представления о

Себе, своих близких. На основе этой теории разрабатывалась те-

Рапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с

Окружающими. Как и для других представителей гуманистической

Психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности

Является центральной для Рождерса. Он считал, что тот опыт, ко-

Торый приобретает человек в течение жизни и который он назы-

вает ≪феноменальным полем≫, уникален и индивидуален. Этот мир,

Создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с ре-

Альной действительностью, так как не все предметы в окружении

Человека осознаются им. Степень тождественности этого поля ре-

Альной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. При

Высокой степени конгруэнтности то, что человек сообщает дру-

Гим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходя-

Щем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгру-

Энтности приводит к тому, что человек либо не осознает реально-

Сти, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать или о

Наши рекомендации