Группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей по-

знания, обозначив их терминами Б и Д (например, Б-любовь и Д-

Любовь), а также ввел термин метамотивация для обозначения

Собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил

О том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе

И других людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и

Эффективно воспринимающие ситуацию, сконцентрированные на

Задаче, а не на себе. В то же время этим людям свойственны не

Только принятие других, открытость и контактность, но и стремле-

Ние к уединению, к автономии и независимости от окружающей их

Среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификация и отчуж-

Дение, хотя полностью эти механизмы психического развития им

Так и не были раскрыты. Однако общее направление его рассуж-

Дений и экспериментальных исследований позволяет осознать его

Подход к психическому развитию личности, его понимание связей

Между личностью и обществом.

Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным

Набором качеств, способностей, которые и составляют сущность

его ≪Я≫, его Самости и которые человеку необходимо осознать и

Проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознан-

Ные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты состав-

Ляют самую суть человеческой личности, отличают человека от

Животных. Однако стремление к самоактуализации наталкивается

На различные трудности и препятствия, на непонимание окружаю-

Щих и собственную слабость, неуверенность. Поэтому многие люди

Отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить

Себя, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно

Для личности, он останавливает ее рост, приводит к неврозам. Ис-

Следования Маслоу показали, что невротики - это люди с нераз-

Витой или неосознанной потребностью к самоактуализации.

Таким образом, общество, окружение, с одной стороны, необхо-

Димо человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он

Может только среди других людей, только в обществе. С другой

Стороны, общество по самой своей сути не может не препятство-

Вать самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу,

Стремится сделать человека шаблонным представителем среды, оно

Отчуждает личность от ее сути, ее индивидуальности, делает ее

Конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя Самость, индивидуальность

Личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает

Ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии

Человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя

Механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его в про-

Цессе развития, чтобы погубить личность. Оптимальным, считает

Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении

Человека с окружающим миром и отчуждение во внутреннем пла-

не, в плане его личностного развития, развития его самосознания.

Именно такой подход позволяет эффективно общаться с окружаю-

Щими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Мас-

Лоу, его мысли о необходимости противостояния, но не враждеб-

Ности личности и общества, необходимости отчуждения от среды,

Стремящейся стереотипизировать человека, склонить его к кон-

Формизму, сделали Маслоу популярным среди интеллектуалов, так

Как эта позиция во многом отражала не только концепцию самого

Маслоу, но и концепцию взаимосвязи между личностью и обще-

Ством, принятую в этой социальной группе.

Признание получил и тезис Маслоу о том, что цель личностного

Развития - это стремление к росту, самоактуализации, в то время

Как остановка личностного роста - это смерть для личности, Са-

Мости. При этом духовному росту мешают не только физиологиче-

Ские потребности, боязнь смерти, дурные привычки, но и давление

Группы, социальная пропаганда, которые уменьшают автономность

И независимость человека. Необходимо подчеркнуть, что, в от-

Личие от психоаналитиков, которые рассматривали психологиче-

Скую защиту как благо для личности, как способ избежать невроза,

Маслоу считал психологическую защиту злом, которое останавли-

Вает личностный рост. В какой-то степени причина этого проти-

Воречия станет ясной, если вспомнить о том, что для психоанализа

Наши рекомендации