Группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей по-
знания, обозначив их терминами Б и Д (например, Б-любовь и Д-
Любовь), а также ввел термин метамотивация для обозначения
Собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.
Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил
О том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе
И других людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и
Эффективно воспринимающие ситуацию, сконцентрированные на
Задаче, а не на себе. В то же время этим людям свойственны не
Только принятие других, открытость и контактность, но и стремле-
Ние к уединению, к автономии и независимости от окружающей их
Среды и культуры.
Так в теорию Маслоу входят понятия идентификация и отчуж-
Дение, хотя полностью эти механизмы психического развития им
Так и не были раскрыты. Однако общее направление его рассуж-
Дений и экспериментальных исследований позволяет осознать его
Подход к психическому развитию личности, его понимание связей
Между личностью и обществом.
Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным
Набором качеств, способностей, которые и составляют сущность
его ≪Я≫, его Самости и которые человеку необходимо осознать и
Проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознан-
Ные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты состав-
Ляют самую суть человеческой личности, отличают человека от
Животных. Однако стремление к самоактуализации наталкивается
На различные трудности и препятствия, на непонимание окружаю-
Щих и собственную слабость, неуверенность. Поэтому многие люди
Отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить
Себя, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно
Для личности, он останавливает ее рост, приводит к неврозам. Ис-
Следования Маслоу показали, что невротики - это люди с нераз-
Витой или неосознанной потребностью к самоактуализации.
Таким образом, общество, окружение, с одной стороны, необхо-
Димо человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он
Может только среди других людей, только в обществе. С другой
Стороны, общество по самой своей сути не может не препятство-
Вать самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу,
Стремится сделать человека шаблонным представителем среды, оно
Отчуждает личность от ее сути, ее индивидуальности, делает ее
Конформной.
В то же время отчуждение, сохраняя Самость, индивидуальность
Личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает
Ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии
Человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя
Механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его в про-
Цессе развития, чтобы погубить личность. Оптимальным, считает
Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении
Человека с окружающим миром и отчуждение во внутреннем пла-
не, в плане его личностного развития, развития его самосознания.
Именно такой подход позволяет эффективно общаться с окружаю-
Щими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Мас-
Лоу, его мысли о необходимости противостояния, но не враждеб-
Ности личности и общества, необходимости отчуждения от среды,
Стремящейся стереотипизировать человека, склонить его к кон-
Формизму, сделали Маслоу популярным среди интеллектуалов, так
Как эта позиция во многом отражала не только концепцию самого
Маслоу, но и концепцию взаимосвязи между личностью и обще-
Ством, принятую в этой социальной группе.
Признание получил и тезис Маслоу о том, что цель личностного
Развития - это стремление к росту, самоактуализации, в то время
Как остановка личностного роста - это смерть для личности, Са-
Мости. При этом духовному росту мешают не только физиологиче-
Ские потребности, боязнь смерти, дурные привычки, но и давление
Группы, социальная пропаганда, которые уменьшают автономность
И независимость человека. Необходимо подчеркнуть, что, в от-
Личие от психоаналитиков, которые рассматривали психологиче-
Скую защиту как благо для личности, как способ избежать невроза,
Маслоу считал психологическую защиту злом, которое останавли-
Вает личностный рост. В какой-то степени причина этого проти-
Воречия станет ясной, если вспомнить о том, что для психоанализа