Одним из самых больших недостатков психоанализа, по его

Мнению, является не столько стремление принизить роль сознания

Человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие

С точки зрения адаптации организма к окружающей среде. В то же

Время одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что, в

Отличие от животных, человек не стремится к равновесию со сре-

Дой, но, наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно яв-

Ляется смертью для личности. Равновесие, адаптация, укоренен-

Ность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к

Самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэто-

Му только стремление к развитию, личностному росту, т. е. к са-

Моактуализации, есть основа развития человека и общества.

Не менее активно Маслоу выступал и против тенденции сведе-

Ния всей психической жизни к поведению, которая была свойствен-

На бихевиоризму. Он считал, что самое ценное в психике - ее Са-

Мость, стремление к саморазвитию - не может быть описано и по-

Нято с позиций поведенческой психологии, а потому психология

Поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией

сознания, которая бы исследовала ≪Я-концепцию≫, Самость лич-

Ности.

В своих психологических исследованиях Маслоу почти не про-

Водил глобальных, крупномасштабных экспериментов, которые

Приняты в американской психологии, особенно в бихевиоризме.

Для него характерны небольшие, пилотажные исследования, ко-

Торые не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали

То, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Такой

Подход был свойствен Маслоу с самого начала, именно так он по-

Дошел к исследованию самоактуализации, одного из центральных

Понятий своей концепции гуманистической психологии.

В отличие от психоаналитиков, которые исследовали главным

Образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследо-

вать человеческую природу необходимо, ≪изучая ее лучших пред-

Ставителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или

невротических индивидуумов≫. Только изучая лучших людей, пи-

Сал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей

И вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно

Полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них

Были его современниками, а 9 - историческими личностями, в чис-

Ло которых входили А.Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джемс, Б.Спи-

Ноза и другие известные ученые и политические деятели. Эти иссле-

Дования привели его к мысли о том, что существует определенная

Иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим

образом:

физиологические потребности - в пище, воде, сне и т. п.;

потребность в безопасности - стабильности, порядке;

потребность в любви и принадлежности - в семье, дружбе;

потребность в уважении - самоуважении, признании;

Потребность в самоактуализации - развитии способностей.

Одно из самых слабых мест в теории Маслоу заключалось в его

Положении о том, что данные потребности находятся в раз и на-

всегда заданной жесткой иерархии и более ≪высокие≫ потребности

(например, в самоуважении или самоактуализации) возникают

Только после того, как удовлетворяются более элементарные, на-

пример потребность в безопасности или в любви. Не только крити-

Ки, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потреб-

Ность в самоактуализации или самоуважении доминирует и опреде-

Ляет поведение человека, несмотря на то что его физиологические

Потребности остались неудовлетворенными, а иногда даже фруст-

Рировали удовлетворение потребностей более высокого уровня.

Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии дан-

Ных потребностей, большинство представителей гуманистической

Психологии приняли сам термин самоактуализация, введенный

Маслоу, так же как и его описание самоактуализирующейся лич-

Ности.

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерар-

Хии, объединив все существующие потребности в два класса - по-

требности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуа-

Лизации). Таким образом, он выделил два уровня существования

Человека - бытийный, ориентированный на личностный рост и са-

Моактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетво-

Рение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделил

Наши рекомендации