Ления. Ученые, развивавшие этот подход, сосредоточиваясь на изу-

чении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мо-

Тивации, переживаний личности, так же как и исследование тех

Врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое

Поведение человека.

Осознание этих недостатков традиционных психологических

Направлений привело к появлению новой психологической школы,

Получившей название гуманистической психологии. Это направле-

Ние, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе фило-

Софской школы экзистенциализма. Одним из его основателей яв-

Ляется Г. Олпорт, который подчеркивал, что американская психо-

Логия способствовала распространению и развитию того, что вне-

сли в психологию Фрейд, Бине, Сеченов и другие ученые. ≪Теперь

Мы можем сослужить такую же службу в отношении Хайдеггера,

Ясперса и Бинсвангера≫, - писал он.

Развитию гуманистической психологии способствовала обста-

Новка, которая сложилась в обществе после Второй мировой вой-

Ны. Если Первая мировая война продемонстрировала бессознатель-

Ную жестокость и агрессию человека, ужаснувшие общественное

Мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая

Мировая война, не опровергнув наличия этих качеств, выявила и

Другие стороны человеческой психики. Она показала, что многие

Люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраня-

Ют достоинство в самых трудных условиях.

Эти факты, так же как и данные, полученные психологией лич-

Ности в 30-50-е годы, показали ограниченность подхода к челове-

Ку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств

Только стремлением к адаптации. Нужны были новые подходы,

Интерпретирующие возможности людей преодолеть давление си-

туации, ≪встать над полем≫, как говорил Левин, их желание творче-

Ской реализации своих способностей. Это стремление человека к

Сохранению и развитию своей духовной уникальности было не-

Возможно объяснить в терминах старой психологии и только

Естественно-научной детерминации, игнорируя философские по-

Стулаты.

Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обрати-

Лись к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциа-

Лизму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так по-

Явилась новая детерминация - психологическая, объясняющая раз-

Витие человека его стремлением к самоактуализации, творческой

реализации своих потенциальных возможностей (см. табл. 9).

Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с

Обществом, так как социальное окружение может не только обо-

Гатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого,

Представители гуманистической психологии, хотя и подчеркивали

Неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебности

Внешнего мира к личности, старались изучать разнообразные ме-

Ханизмы общения, описывать сложность взаимоотношений лич-

Ности и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось

Значение для науки исследования полноценных и творческих лю-

Таблица 9

Основные теории гуманистической психологии

Ученый

Г. Олпорт

А. Маслоу

К. Роджерс

Движущие силы развития

И структура личности

Основные и инструментальные

Черты, набор которых уникален

И автономен

Иерархия потребностей, приори-

Тет бытийных или дефициентных

Потребностей

≪Я-концепция≫, в центре которой

Гибкая и адекватная самооценка

Основные достижения

Открытость системы чело-

Век - общество, опросники

Потребность в самоактуали-

Зации, механизмы иденти-

Фикации и отчуждения

Конгруэнтность, личностно-

Ориентированная терапия

Мирципкокская 385

Дей, а не только невротиков, стоявших в центре исследователь-

Ских интересов психоанализа.

Таким образом, и логика развития психологии, и идеология

Общества приводили с необходимостью к появлению нового,

Третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформу-

Лировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом,

А. Маслоу и К. Рождерсом.

Первые теории гуманистической психологии

Г. Олпорт (1897-1967) является одним из основателей гумани-

Стической психологии, рассматриваемой им как альтернатива ме-

Ханицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинк-

Тивному психоаналитическому подходу. Олпорт возражал и про-

Тив переноса симптомов, наблюдаемых у больных людей, невро-

Наши рекомендации