Ления. Ученые, развивавшие этот подход, сосредоточиваясь на изу-
чении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мо-
Тивации, переживаний личности, так же как и исследование тех
Врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое
Поведение человека.
Осознание этих недостатков традиционных психологических
Направлений привело к появлению новой психологической школы,
Получившей название гуманистической психологии. Это направле-
Ние, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе фило-
Софской школы экзистенциализма. Одним из его основателей яв-
Ляется Г. Олпорт, который подчеркивал, что американская психо-
Логия способствовала распространению и развитию того, что вне-
сли в психологию Фрейд, Бине, Сеченов и другие ученые. ≪Теперь
Мы можем сослужить такую же службу в отношении Хайдеггера,
Ясперса и Бинсвангера≫, - писал он.
Развитию гуманистической психологии способствовала обста-
Новка, которая сложилась в обществе после Второй мировой вой-
Ны. Если Первая мировая война продемонстрировала бессознатель-
Ную жестокость и агрессию человека, ужаснувшие общественное
Мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая
Мировая война, не опровергнув наличия этих качеств, выявила и
Другие стороны человеческой психики. Она показала, что многие
Люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраня-
Ют достоинство в самых трудных условиях.
Эти факты, так же как и данные, полученные психологией лич-
Ности в 30-50-е годы, показали ограниченность подхода к челове-
Ку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств
Только стремлением к адаптации. Нужны были новые подходы,
Интерпретирующие возможности людей преодолеть давление си-
туации, ≪встать над полем≫, как говорил Левин, их желание творче-
Ской реализации своих способностей. Это стремление человека к
Сохранению и развитию своей духовной уникальности было не-
Возможно объяснить в терминах старой психологии и только
Естественно-научной детерминации, игнорируя философские по-
Стулаты.
Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обрати-
Лись к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциа-
Лизму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так по-
Явилась новая детерминация - психологическая, объясняющая раз-
Витие человека его стремлением к самоактуализации, творческой
реализации своих потенциальных возможностей (см. табл. 9).
Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с
Обществом, так как социальное окружение может не только обо-
Гатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого,
Представители гуманистической психологии, хотя и подчеркивали
Неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебности
Внешнего мира к личности, старались изучать разнообразные ме-
Ханизмы общения, описывать сложность взаимоотношений лич-
Ности и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось
Значение для науки исследования полноценных и творческих лю-
Таблица 9
Основные теории гуманистической психологии
Ученый
Г. Олпорт
А. Маслоу
К. Роджерс
Движущие силы развития
И структура личности
Основные и инструментальные
Черты, набор которых уникален
И автономен
Иерархия потребностей, приори-
Тет бытийных или дефициентных
Потребностей
≪Я-концепция≫, в центре которой
Гибкая и адекватная самооценка
Основные достижения
Открытость системы чело-
Век - общество, опросники
Потребность в самоактуали-
Зации, механизмы иденти-
Фикации и отчуждения
Конгруэнтность, личностно-
Ориентированная терапия
Мирципкокская 385
Дей, а не только невротиков, стоявших в центре исследователь-
Ских интересов психоанализа.
Таким образом, и логика развития психологии, и идеология
Общества приводили с необходимостью к появлению нового,
Третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформу-
Лировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом,
А. Маслоу и К. Рождерсом.
Первые теории гуманистической психологии
Г. Олпорт (1897-1967) является одним из основателей гумани-
Стической психологии, рассматриваемой им как альтернатива ме-
Ханицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинк-
Тивному психоаналитическому подходу. Олпорт возражал и про-
Тив переноса симптомов, наблюдаемых у больных людей, невро-