Принадлежавшими к этому направлению, впервые были исследо-
Ваны и описаны структура и этапы становления личности, рас-
Крыты движущие силы и механизмы личностного развития, разра-
Ботаны методы диагностики и коррекции эмоционально-потреб-
Ностной сферы человека. Несмотря на то что некоторые положения
Этой школы устарели (это относится прежде всего к ортодоксаль-
ным концепциям классического психоанализа), основные откры-
Тия, сделанные ее представителями, составляют ядро современной
Концепции формирования личности.
Контрольные вопросы
В чем заключаются особенности предмета и метода психоаналитическо-
Го направления?
Какие основные принципы легли в основу теории Фрейда?
Какой критерий выбрал Фрейд для своей периодизации развития лич-
Ности?
В чем роль защитных механизмов?
Какова структура личности в теории Фрейда?
В чем причины ревизии теории Фрейда?
Что такое архетипы и какова их роль в развитии личности?
Каким образом трансформировал Юнг подход Фрейда к символической
Интерпретации данных психоанализа?
В чем состоят основные принципы типологии Юнга?
Как формируется индивидуальный стиль жизни, по мнению Адлера?
В чем роль компенсации в развитии личности?
На каких основаниях строится типология Адлера?
В чем причина появления психологической тревоги в концепции Хорни?
Как пересмотрела Хорни понятие психологической защиты?
Кто из психологов, работавших в русле глубинной психологии, зани-
Мался этнопсихологическими исследованиями?
В чем суть волевой психотерапии Ранка?
Какие изменения в фрейдомарксизм Райха внес Фромм?
18. В чем особенность понятия ≪социальное окружение≫ в теории Фромма?
19. Чем отличаются друг от друга люди, живущие по принципу ≪быть≫ и
≪иметь≫?
Какие основные проблемы изучала А. Фрейд?
В чем отличие теории Эго-психологии от классического психоанализа?
Чем отличается взгляд Клейн на агрессию от позиции А. Фрейд?
23. В чем суть ≪теории привязанности≫ Боулби?
Какова роль языка в теории Лакана?
Какие изменения внес Эриксон в периодизацию развития личности?
Какие виды идентичности выделены Эриксоном?
Что такое психоистория?
Примерные темы рефератов
Сравнительный анализ подхода к типологии человека в теориях Юнга и
Адлера.
Достижения и недостатки психоаналитического направления.
Ортодоксальность и творчество в теории 3. Фрейда.
Оппонентный круг А. Адлера.
Изменение подхода к проблеме защитных механизмов и его роль в фор-
Мировании новых методов исследования.
Теоретические различия в практике директивной и индирективной те-
Рапии.
Проблема идентичности и ее место в современной психологии.
Рекомендуемая литература
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995.
Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.
История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.
Каннабих Ю. История психиатрии. - М, 1994.
Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. - Минск, 1994.
Уэллс Г. К. Павлов и Фрейд. - М, 1989.
Фрейд А. Психология ≪Я≫ и защитные механизмы личности. - М., 1993.
Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М, 1991.
Фрейд 3. ≪Я≫ и ≪ОНО≫. - Тбилиси, 1991. - Т. 1, 2.
Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1990.
Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М, 1993.
Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.
Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М., 1996.
Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.
Юнг К. Психологические типы. - М., 1995.
Юнг К. Архетип или символ. - М., 1991.
Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.
Глава 11
ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВО ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ,
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Общая характеристика гуманистической психологии
Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос
О необходимости исследования мотивации и структуры личности,
Обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот
Подход игнорировал изучение таких важнейших характеристик,
Как качественное своеобразие личности каждого человека, возмож-
Ность сознательно и целенаправленно развивать определенные сто-
роны ≪образа Я≫ и строить взаимоотношения с окружающими.
Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что про-
Цесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспе-
Риментальные материалы показывали, что становление личности
Происходит в течение всей жизни.
Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследо-
Ванию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направ-